{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Весьма значительна роль металла, как оберега у всех восточных славян. Металлические, к тому же острые, предметы клали в карман невесте (ножницы) и жениху (нож) в По­шехонском у. Ярославской губ. Об­щераспространенным оберегом на свадьбе были булавки, иголки (без ушей), воткнутые в одежду, в швы (нередко   крестообразно).

В старину — в XVIXVII вв.оберегом являлся обнаженный меч, с которым дружно объезжал опочивальню молодых, что практиковалось на царских свадьбах (Сумцов,1881, 21). В XIX-начале XX в.оружие в виде сабли служило оберегом на украинской свадьбе (первоначально оно было настоящим).[Крестьяне   верили,   что   железо,особенно ржавое, притягивалок себе всякую болезнь, охраняя таким образом человека. Его носилина кресте. У дверей многих домову порога вбивали скобы и подковы«чтобы болезнь не входила в дом и. оставалась на скобе или подкове» 1(Шейн, 1900, 661).)

В противоречии с ярко выражен- ным апотропейным значением ме- талла находилось представление бе- слорусов о том, что брачащиеся, стоя под венцом, не должны были иметь вничего металлического, даже кре- чстов (Никифоровский, 1897, 60).        в

Есть упоминания об охранитель- оном. значении ртути у русских и ибелорусов.

Ухват (рогач), и кочерга играли в: немалую роль в обрядах,  как  бы подчер-  Э1 1897,  58).   Обладающие острым за­пахом и вкусом лук и чеснок пред­ставлялись отгоняющими всякую не­чисть.   Если   луковица   в   кармане почернела,   значит,   была  напущена порча,  от которой луковица якобы спасла невесту или жениха. Мак в ка­честве оберега употреблялся в южно­русских, белорусских и украинских семейных   обрядах.   Сильно   пахну­щие полынь и мята также были обе­регами   русских,   украинцев,   белорусов.

Репью (вероятно, из-за его колю­чести)  и венику  (игравшим иногда роль девичьей красоты) также при­писывалась апотропейная сила. Ве­ники, украшенные лентами, бумаж­ками («банченныя»), девушки несли на палках, провожая невесту в баню. Их же втыкали по дороге в баню (Виноградов   Н.,   1917,   137).   Они      I как бы охраняли и оказывали бла­готворное влияние на будущую брач­ную жизнь невесты. «Сила» веника заключалась, вероятно, в его растительном   происхождении:   он   изго­товлялся из веток дерева, главным образом  березы.   Дерево  и  вообще растительный мир играли большую роль    в    свадебном    ритуале — напомню   о    свадебном    вилъце    или гилъце   у   украинцев   и   белорусов, елочке — у   русских   и   белорусов, о роли на свадьбе снопов соломы. Рожа  (роза) и червець были обыч­ными  оберегами  у  украинцев   (По-       I щебня,  1914, 37).  Широкое распро­странение таких растений,  как ка­лина,     барвинок,     рута,    васильки (украшавшие      весельные       вшки, шаблю, вильце и пр.), по-видимому, связано с их апотропейными функ­циями, а также (как писали многие авторы) с символикой любви и брака. Хлебу   (в   виде   зерна,   колосьев, печеных   изделий,   дежи  для   теста и пр.