{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

1900, 502). В украинской песне выражено иро­нические отношения к черевичкам: «Лшша наша Марися, шж ваши чере-ь 3 бураково1 очки, папером подбитш, по солому ходити» (Чубин-ский 1877, 73). Одевание, обуви жениха как бы символизировало подчинение чужой воле, что вызы­вало протест невесты (см. далее о ра-чувании мужа). На Севере (в бас­сейне Северной Двины) дружка клал ботинки на блюдо, отчего они на­зывались «наблюдники», и подносил невесте. Невеста ставила блюдо себе на голову в знак того, что она

отказывалась от родительской воли и подчинялась мужу, а затем одевала «наблюдники» (Материалы. . ., 1926, 93)7.

Другие подарки жениха, в част­ности вещи в ларце, имели свое осо­бое назначение. Иголки, нитки выра­жали, видимо, надежду, что молодая будет рукодельницей. Гребень упот­реблялся для обрядового расчесыва­ния волос невесты и-жениха. Зер­кало также играло определенную роль в свадебных обрядах. По дан­ным первой половины XIX в. оно находилось среди других вещей, по­крытое холстом. До венца невеста не смотрелась в него (Псковская губ.; Терещенко, 1848, 172). По данным начала XX в. молодые после венца са­дились за стол и смотрелись в зер­кальце. Этот обряд якобы способст­вовал дружной жизни молодой четы. С помощью зеркала гадали о буду­щих детях. Так, в Бежецком у. Твер­ской губ. невеста и жених смотре­лись в зеркало по очереди. Жених говорил: «пусть мальчик будет по­хож на меня», а невеста: «пусть де­вочка будет похожа на меня» (Мас-лова, 1945).

Большое значение в свадебной об­рядности имело мыло. Именно же­ниховым мылом должна была мыться невеста в бане; им же мылись девушки-подружки, чтоб скорей выйти замуж 8. Гостинцы, которые привозил жених, — орехи, конфеты, калачи, баранки — шли на угоще­ние девушек, косметика также час­тично раздавалась подругам не весты.

Жених одаривал и других участ­ников свадьбы на сговоре или после венца. Дружно клал на тарелку подарок и вызывал того, кому пред­назначен «чесний подарунок» —пла­ток, пряник и т. д. Дорогой подарок предназначался   теще  и часто  со-

стоял также из обуви. В Полтавском у. одаривание в хате невесты после венца происходило так: теша, полу­чив сапоги, кланялась и говорила: «Дякую сватов1, свае!, пану моло­дому и дружб! за поел угу». Затем выходила на середину хаты, под­нимала сапоги вверх и, держа их над головой, начинала танцевать и петь. Песня ее разъясняла значение подарка — он был как бы благодар­ность   теще   за  воспитание  дочери:Все находящиеся в хате скакали и хлопали в ладоши (Чубинский, 1877, 360).

Оригинальным способом дарились сапоги или деньги на них у белору­сов: теща (или тесть) садились на печ­ной столб (стоун) и начинали плести лапти, как бы подчеркивая этим, что им нужны сапоги. Жених (или его дружно) давал деньги на «боты» (Романов,  1912,  481, 484):

 

Одаривание молодых

Участники свадьбы также делали подарки молодым, особенно невесте. Подарки невесте шли обоим молодым и состояли из одежды, но чаще из скота, птицы, денег, т. е. того, что имело хозяйственное значение. «За-порозцы» (в украинской и белорус­ской свадьбе) — парни из глядель-щиков — тут же оповещали всех при­сутствующих о том, какое животное или птица подарены молодым, под­ражая крику телки, овцы, поро­сенка, петуха, гуся, и т. д. [Иногда эту роль выполнял дружно9. Платье

или ткань на платье дарили или свекровь, или сваха, или крёстная; дарил что-либо и  дружно.

Образы жениха  и невесты