{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Молодые в XVII в. отправлялись в баню, где их мыли водой, Смешан­ной с вином и, медом; невеста одари­вала  молодого  «мыльной  сорочкой» (Олеарий, 1906, 216; Терещенко, 1848, 100), На Руси это принято было и среди князей: великие князья посы­лали  удельным в  баню подарки — платье, становой кафтан, пояс, дал­матик  (Сахаров,  1849,  21).  По све­дениям  первой  половины   XIX   в., молодым приготовлял баню дружно; молодая же одаривала его полотен-цвх\г, которое оставляла в разверну­том виде на кадке (Костромская губ.; Терещенко, 1848, 183). Здесь же не-     I веста одаривала и свекровь:  ошпа­рив веник и положив на его комель     з повойник или сарафан,    подносила    ] его свекрови (Архангельская    губ.;     г Зеленин,  1914,  6).  В некоторых се-    ] верных   губерниях во второй поло-    1 вине   XIX—начале    XX в.   одари-    I вание   происходило   также   в   бане.

Потом концом той же палки снимал намитку с молодой, три раза взмахивал ею над головами новобрач­ных, а потом отдавал свекрови со словами: «На тобх од молодо1 швестки гостинец». (Чубинский, 1877, 460). Обряд намхтка свекрус как бы связывал молодых между собой и со  свекровью.

Невестка наделяла подарками крест­ную и крестного будущего мужа, которым тоже нередко дарила ру­бахи. Было важно заполучить бла­госклонность и других членов семьи; деверьям и золовкам невеста иногда дарила по рубахе или ткань на нее и на сарафан, платки (хустки), полотенца. Менее близких родствен­ников одаривала только платками, либо полотенцами, холстом (не лучшего качества), поясками, а иногда просто ленточками или же калачами. Полученные подарки всегда отдаривались деньгами («от-дарье»), хотя бы небольшими (мед­ными или серебряными), в пользу невесты. Невеста припасала боль­шое число полотенец, платков, пояс­ков, которыми «расплачивалась» со всеми: свекрови давала за «первую науку», золовкам — «за баню», свахе — за «окручивание», стря­пухе — за готовку на свадьбе и т. д. Иногда раздаривалось до тридцати, а в богатых семьях до сотни|поло-тенец. Пояски в виде тесьмы из льняных или шерстяных ниток бело­русская невеста начинала заготов­лять с 12 лет и раздавала на свадьбе до сотни и более (Шейн, 1890, 138).

Подарки имели престижное зна­чение, как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудо­способности. Вместе с тем подарки дарились с целью сближения с се­мейством мужа, чтобы задобрить его членов. Обмен невесты и жениха подарками из одежды, которую они надевали к венцу, имел как бы свя­зующее значение — пожелание еди­нения и дружбы между молодыми. Ряжение   невесты   в   подаренные вещи, нередко сопровождавшееся тан­цем, также объясняется стремлением «близиться с семьей будущего мужа. В   свою   очередь   родные   жениха, в частности свекор, также выполнял с этой же целью определенные дей­ства:  надевал сорочку,  подаренную невестой, рукавицы, старую шапку, брал в руки   «палщу»   и   танцевал (Киевская губ.; Весшля, 1970а, 211).