{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Фольклорный материал дает пред­ставление о женихе и невесте, их прическе, одежде. В нем можно уло­вить опоэтизированный идеал кра­соты жениха и невесты. Так, воспе­ваются кудри жениха:

Чаще всего в песнях всех восточных славян упоминаются русые кудри, иногда — желтые (Олонецкая губ.),. а также черные:

У русских часто жених рисовался «вобела кудреват»; в Сибири встре­чался термин «маганый» ■— белоку­рый (Енисейская губ.; Терещенко, 1848, 603). Лицом жених представ­лялся бел и румян: «детина кровь с молоком» (Псковская губ.; Шейн,. 1900, 536); «у него лицо белей снега белого, брови, как у черного соболя пробежного, очи, как у ясного сокола у пролетного»  (Чееноков,   1911,   73).

На Украине, после получения со­гласия невесты на брак, старосты с рушниками через плечо отправля­лись по селению и так хвалили же­ниха: «хлопец — красавец русово­лосый, чуб длинный, усы казацкие, глаза блестящие» (Терещенко, 1848,. 495). Отмечался высокий рост.;-, и стройность жениха: «со тонка вы-сокошенек» (Кривошапкин, 1805, 99); его удаль («удалый добрый молодец»), деликатность:

Изображение характерных особен­ностей одежды составляли неотъем­лемое дополнение к внешнему и внутреннему облику жениха . (и не­весты).

Образ девушки-невесты рисует из­вестная русская песня: «Она ростом невеличка, лицом круглоличка, во всю щеку румяница завсегда играет» (Левенский у. Орловская губ.). О круглолнкости девицы поется и в другой песне: «. . .Девица, девица, бела/круглолица. . .» (Зырянов, 1969, . 77).

4ащё всего к невесте предъявля­лись требования, чтоб она была «тельна», т. е. дородна (Архангель­ская губ.; Ефименко, 1869, 34: Орен­бургский у.; Шейн 1900, 751). Идеалом красоты ■ были здоровье и физическая  сила.

Украшение девупгкя-кевееты — ру­сая коса, которой отведено много места в восточнославянских свадеб­ных причитаниях и леснях. Она связывалась с представлением о де­вичестве. В украинских восхвале­ниях невесты упоминается «коса дол­гая, до колен, и черная, как смоль» (Терещенко, 1848, 495). У невесты лицо белое с румянцем(«61до личко» — укр.; «белае личка» -— бел.), «как маков цвет». «Кари очи», «черны •брови» воспеваются, особенно укра­инцами.  В песнях  отмечается стат-

ность и спокойная, полная достоин­ства походка невесты:

Сама с собой аккуратнепъпая Во  походочке статненъкая, Пойдет мимо, точно пава проплывет, Слово скажет, точно лебедь  прокричит. (Казанская губ.; Можароеспий, 1907, 90)

Немалое значение, а часто основное, имели зажиточность и достаток не­весты (и жениха).

Особое внимание обращалось на их работоспособность, в частности, на умение невесты прясть, ткать, справ­ляться с разными крестьянскими работами. В украинской песне го­ворится:

Косметика