{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

Делала невеста подарки и причту— попу, диакону, псаломщику — ткань, большею частью    полотенца.

Особую группу составляли дары, являвшиеся в прошлом, по-видимому, умилостивительными подарками не­весты духам дома,  двора   (в кото­рых ей придется жить),   источника и пр. М. Хейкинмяки, подробно ис­следовав вопрос о подарках невесты у финнов и эстонцев, считает не без оснований, что эти дары — пережи­ток   жертвоприношений духам (Не1-ЫптаЫ, 1970, 130—143). Выше упо­миналось  об  оставлении  полотенца на кадке в бане (хотя его брал себе дружко). Более прямое указание на умилостивление «жихаря», или «баен-ного», записано в с. Нименьга Онеж­ского у., где одна из жительниц рас­сказала, что она «положила сороку в бане — жихарихе» (Маслова, 1948). Перед отправлением к венцу бело­русская невеста вешала пояса в тех местах или над теми    предметами, от которых ожидала благополучия. Желая хлебного довольства, вешала пояс   в   амбаре,   скота — в   хлеву, имущества — над сундуком (Ники-форовский,  1897,  58).  Во всех этих действах      отразились   древнейшие еще языческие   представления   крестьян.

С большим почтением невеста от­носилась к переднему углу избы, к порогу и печи, отвешивая им зем­ные поклоны. На печь невеста не­редко бросала поясок, трижды кла­нялась печке, а потом уже иконам (Шейн, 1890, 175). Большое значе­ние имело полотенце: одно из луч­ших вешали в переднем углу на иконы.

Невеста старалась задобрить ду­хов нового местожительства: бро­сала поясок в ведро с водой (когда впервые шла к источнику), деньги в реку, «чтоб матушка быстрая ре­ченька платье не унесла» (Мате­риалы, 1926, 156). В Гродненской губ. молодая, пришедшая впервые на колодец за водой, клала около него хлеб, пирог, сыр, деньги (Зе­ленин, 1914, 458).

Если молодым приходилось ехать к венцу мимо мельницы, то мельник останавливал   ее;   молодая   дарила ему пояс, чтобы мельник  снова пу­стил воду, в противном случае ехать было  нельзя   (Зеленин,   1915,   689). Таким образом, подарки невесты, имея   материальную,   практическую и показательную ценность играли и определенную   символическую роль. В основе некоторых из них хотя и слабо (в конце XIX—начале XX в.), прослеживаются следы языческих представлений (соединительных, уми-лостительных   обрядов).

Дары жениха

Подарки жениха состояли из верх­ней одежды, обуви, украшений. О по­дарках жениха писали еще в XVII в. Жених присылал своей невесте все перечисленные предметы, а также ларец с румянами, гребнем, зерка­лом (Олеарий, 1906, 217); в ларчике были еще иголки, булавки, ножницы и новая плеть  (Сахаров,  1849,  28).

Обычай присылать коробку или ла--ови в подарок невесте во второй по­ловине XIX—начале XX