{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

1870, 138). У бело­русов этот же сюжет прослеживается в том, что боярки не позволяли до трех   раз   надевать   шубу   невесте, дока дружко не уплачивал им две или   три  копейки   (Городокский   у. Витебская губ.; Романов, 1912, 399, 411).   -Шуба   или   другая   верхняя одежда в подарках жениха невесте присутствовала во Владимирской, Ря­занской, Ярославской,    Нижегород­ской, Вятской, Архангельской, Ени­сейской, Витебской губерниях.

Обувь — лапти, сапоги, валенки, коты, башмаки и т. д. — была, как уже отмечалось, обязательным по­дарком жениха невесте. Видимо, это был не «простой подарок», по выра­жению Д. К. Зеленина (Зеленин, 1913, 1—16), а подарок, в который вкладывали определенный смысл. Д. К. Зеленин правильно отделил обряды с новой обувью от обрядов со старой обувью.

Когда жених шел свататься, он нес  невесте  лапти,   и  если  она  их принимала, это означало, что она согласйа на брак (Кувская губ.; Лебедева Д.- И.'; 1960, 249). В день свадьбы невеста надевала подарен­ную женихом обувь. II. Я. Ыикифо-ровский отмечал, что подаренные башмаки принято было подавать не­весте через стол. Эти башмаки она надевала, когда ехала к венцу. Счи­талось, что если невеста надевала сперва правый башмак, то она будет склоняться («хинуцца») к сторонним людям, а не к мужу (Никифоров-ский, 1897, 57). Иногда обувь изготов­лял будущий свекор. Так было в Оло­нецкой губ.: он шил невесте бахилы (Маслова,   1948).

Обувь    как    подарок    имела   не только   практическое   значение,   но являлась опять же символом привя­занности   будущей   жены   к   дому. Обувь не всегда была дорогой,'часто своего  изготовления и  состояла  из лаптей,   которые, обязательно   дол­жен был сплести сам жених. В-Ря­занской,   Калужской,     Орловской, Тамбовской губерниях  жених нлел «писаные»     лапти    (праздничные — с головкой мелкого плетения). В Ка­лужской   губ.   (в   первой   половине XIX в.) невеста и жених избегали друг друга, но он обязан был до са­мой свадьбы,  хотя  бы  этот период длился более года, снабжать невесту «писаными»     лаптями     (Терещенко, 1848, 594—595). Обычай в Дмитриев­ском у. Орловской губ. привязывать подаренные лапти к ножкам стола, головками     книзу    (Добровольский, 1905,   385),   возможно,   также   имел значение пожелания крепкой связи невесты   с   домом   будущего   мужа. У украинцев отмечен следующий об­ряд   поднесения   саног невесте:   пе­ред венчанием, когда невеста одари­вала  жениха  сорочкой  и  платком, он дарил ей деньги и сапоги, в кото­рые клал пряники  и орехи.  Свахи обували невесту, заставляя ее прой­тись и протанцевать. Если сапоги оказывались малы или велики, же­них был обязан их взять обратно и дать невесте другие. Невеста должна была танцевать в них на свадьбе. На русском Севере невесту обувал брат, при этом она обращалась к нему: «Потрудись-ко, братец миленькой, ты обуть да красну девушку, ты в ос-таннее, последнее»  (Соколовы,  1915,

Олонецкой губ. невеста бросала подаренные башмаки и приговари­вала: «Не дари ко чуж-чужбенин ТЬ1 нищенским подарком. . .». При этом она вспоминала, как у родимого батюшки по воскресеньям носила «башмачки козловые, чулочки бу­мажные,  по годовым по   празднич чулочки шелковые и башмачки Тьяны. (Дашков,   1842,   197).

В Крестцкому. Новгородской губ. на вопрос жениха и дружки, го­това ли невеста к венцу, отец отве-что она ушла в лес по ягоды или' сучьи собирать; так отвечал а тго трех раз, пока жених не дарил невесте обувь (Шейн,