{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

162).   Сразу  после   заручин ' жених давал будущей жене хустку,  кото­рую   она   должна   была   повязать а    она    ему — сорочку    (Вешлля' 1970а, 77); жених после бани наде­вал все сшитое невестой и в  этом ходил.

Обмен   предметами   одежды   был символом   соединения,    укрепления связи между мужем и женой.   Это прослеживается также в обряде ри­туального умывания молодых. После первой брачной ночи жених вытирал руки  сорочкой   невесты,   а   она — сорочкой жениха   {Здоровега,   1974 125; Дешко, 1867, 704). Невеста пе­редавала  рубаху  в  подарок   буду­щей свекрови через жениха, и свек­ровь должна была встречать моло­дых, надев эту рубаху {Корнаухов 1848, 55).  Родители жениха встре­чали молодых в вывернутых  тулу­пах или же в длинных  белых.

 

 

башках (Виноградов Л., 1917, 123). В Кокшеньге было в обычае следую­щее:   невеста,   вымывшись   в   бане, надевала рубаху  (и штаны) свекра и рубаху свекрови, приготовленные ею для подарков, — чтобы они про­питались   ее   потом,   и  свекровь  и свекор больше ее любили и жалели (Едемский, 1910, 52).

Обряд  изготовления рубахи  же­ниху   назывался   кроить  рубашки, за рубашкой, рубашку мерить же­ниху.   В  назначенный день  родные невесты, девушки приносили в дом жениха  холст  и  ситец  для  шитья рубахи (Мансуров, 1930, 18), иногда девушки шли в дом жениха, чтобы взять рубаху,  по образцу которой невеста   должна   была   сшить   ему новую.   Девушек   обязательно   уго­щали;   завернув   рубаху  в   платок, они несли ее с песнями и плясками в   дом   невесты   (Чубинский,   1877, 183). Дарение рубахи жениху также сопровождалось обрядом. Часто его выполняли девушки — они торжест­венно несли рубаху и штаны жениху, он отдаривал их пирогами,  угощал брагой  (Рязанская губ.; Мансуров, .1928,  8,   13).

У украинцев  обряд дарения со­рочки сопровождался своеобразными деталями.   Посланцами    к   жениху были братья или другие родствен­ники невесты, они и несли сорочку. Свахи свивали  ее в  трубку,  пере­вязывали   и   вкладывали    в    ветвь с   тремя   отростками,   украшенную лентами,   барвинком  и  овсом.   Низ рубахи перевязывали белым платком (означавшим «письмо» невесты). Об­ряд  сопровождался  песней:   «Шила Марися  кошюлейку. . .   бшими  ру­ченьками,     др^бними    стижойками, шила,   вышивала,  шила,    а   в   суб­боту ю окончила, перед вечари при­брала, по вечари ю шслала, на не­делю на ранейко, вбратися до слю-

от дежи), затем неслаее в сопро­вождении дружки к гостям (укра­инцы   Грайворонского   у.   Курской губ.; Данковская, 1909, 157). После рассмотрения   сорочки,   ее   переда­вали   приданкам,   которые   играли с нею,  выделывая «разные штуки», катали по столу и т. д. (Минская губ.; Шейн,