{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

1902, 27—28). Делалось это, как пи­сал один из авторов, из опасения порчи со стороны лихого человека (Поспелов, 1870, 134). Такой обычай отмечен в Нижегородской, Калуж­ской, Пензенской, Гродненской, Мин­ской и в других губерниях. Известен он и другим народам. Например, А. С. Сидоров писал о значении шапки как талисмана у коми: на Ижме жених не снимал ее, чтоб не быть околдованным (Сидоров, 1928, 156). Как упоминалось выше, не снимали шапки поезжане.

Из сказанного видно апотропейное значение шапки на свадьбе. Но этому противоречит обычай, выполнявший­ся в Оренбургском у. и в Белозер­ском у. Новгородской губ.: поезжане и жених ехали всю дорогу до церкви без шапок, а невесту везли закутан­ной (Шейн, 1900, 526, 754). Воз­можно, что данный обычай более новый, возникший под влиянием церкви. Шапка жениха отмечалась каким-либо украшением: например, бантом из лент (во многих уездах Минской губ.). Для украинской свадьбы характерно пришивание кв1тки (см. Приложение), составляв­шее целый обряд. Сестра жениха несла кв1тку, сшитую из лент с тремя свечами. Старшая дружка брала шапку молодого и, отколов квйку от молодой, пришивала ее к шапке жениха. При этом дружко надевал на молодого свою шапку, чтобы он не сидел с открытой головою. При этом девушки пели:

Ой дай, маши, голку И ниточку шовку Пришити   кегточку К зеленому барвгночку,И к квгтщ, и к китайщ, И к Иваноеш шапщ.

СЧубинспий, 1877, 189)

Дружко выкупал у старшей друж­ки шапку жениха. Пока пришивали кв1тку, жених надевал шапку стар­шего боярина, который снимал шапку с другого боярина, тот с третьего и т. д. Когда молодой уплачивал старшей свахе, пришивавшей кв1тку, она одевала ему шапку, и так по цепочке все надевали свои шапки (Черниговская губ.; Онисъко, 1899, 131—132). Характерно для украин­цев надевание венка из барвинка на шапку жениха. Старшая дружка снимала венок с головы невесты и пришивала его к шапке жениха.

Существовал обычай надевать на невесту шапку жениха. В первой половине XIX в. в белорусской свадьбе маршалок набрасывал на причитавшую невесту шубу и шапку молодого (Терещенко, 1848, 472). Оде­вание шапки на невесту было из­вестно и некоторым соседним на­родам, например марийцам (Зеленин, 1914, 490). Отмечено одевание на невесту и шапки дружки. Это не удивительно, так как дружко являл­ся представителем и даже замести­телем жениха (дарил подарки, вы­купал косу и т. д.). Одним из ва­риантов обряда с шапкой был обряд на девишнике (Рязанской губ.), где жених должен был угадать невесту среди девушек, накрытых шалью, и ударить ее своей шапкой по голове. Если он не угадывал, то платил девушке, которую принял за не­весту. В украинской свадьбе был такой эпизод: когда окручивали не­весту и одевали ей очшок, она скидывала его дважды, в третий раз жених сам одевал на нее свою шапку, и невеста оставалась в ней (Волков Ф., 1916,   631).