{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

невесты    (хлибины),    ряжение,    пе-

резва — пирование  у родственников по очереди и т. д.

Состав и последовательность об­рядов, а также отдельных элементов в каждом обряде варьировались: один обряд сливался с другим, не­которые элементы со временем вы­падали, включались какие-то новые.

Свадебные            чины — участники

свадьбы — были весьма многочис­ленны. П. С. Богословский отме­тил 411 названий свадебных чинов, но это не исчерпывает всю восточно­славянскую номенклатуру. Здесь перечислены лишь основные участ­ники свадьбы. Родственники жениха чаще всего назывались поезжане, невесты — рожники (Богословский, 1927, 25). Сваты (общевосточносла­вянское), старосты (укр., бел.), свахи жениха и невесты — основные персонажи свадебного ритуала. Тысяцкий (большой боярин) — самое почетное лицо на свадьбе, роль ко­торого выполнял чаще всего крест­ный отец или же близкий родствен­ник жениха. Это — уважаемый, как правило, зажиточный человек, ему приходилось иногда нести некоторые расходы (платить за свечи и т. д.). Дружки (дружба — укр.) невесты и жениха играли немалую роль на свадьбе. Дружко больший"— главный распорядитель свадьбы, балагур, шутник, вместе с тем человек, как бы наделенный охранительными функ­циями; поддружъе (дружко млад­ший) — его помощник. Близкий по функциям к дружке — маршалбк (укр., бел.). Бояре — спутники же­ниха, его дружина"; боярки — спут­ницы невесты (подневестницы), иг-. равшие немалую роль на свадьбе: они одевали, раздевали и обшивали не­весту, подпевали (подголошницы) той из них, которая знала все песни (передовищице. Шейн, 1900, 387), ве­личали     гостей     или    наоборот пели хулящие песни. Большая роль принадлежала крестному отцу и крестной матери жениха и невесты, брату невесты, или заменявшему его родственнику, выполнявшим ответ­ственные действия в свадебном ритуале.

Невесту после сговора называли сговорёнкой или спорученкой (рус); жениха и невесту мелодий и молода (укр.), маладый и маладая (бел.) (рис. 1,2). Общим для всех трех на­родов были названия князь и кня­гиня, что, по-видимому, было заим­ствовано из боярского быта. По назва­ниям других участников можно су­дить о их функциях: каравайници — готовили каравай; коробейники, при-данки