Заселение земли человеком

{::Введение::}

На берегах Лены

в Центральной Азии, в Монголии, Гоби. И в этом нет ничего удивительного, не только потому, что цель экспедиции как раз и заключалась в том, чтобы такие следы обнаружить, но и потому, что они действительно там были. При раскопках палеолитических местонахождений Америки были найдены серии орудий из хорошо оббитых галек и их небольших отщепов — пластинок. Орудия обнаруживают аналогий с позднепа-леолитичеекими изделиями Азии и Европы, хотя и своеобразны.

История «первых американцев», круг проблем, связанных с ней, захватывают своей загадочностью и часто сенсационностью открытий. Известно, что население Нового Света, палеоиндейское, постоянно пополнялось новыми волнами миграций из Центральной, Северной Азии, из бассейна Лены, как считает американский археолог и антрополог К. Тернер, из Австралии и с островов Южных морей. Но в истории палеоиндейцев были и такие моменты, когда развитие их культуры происходило в полной изоляции. Именно тогда и оформлялось то своеобразие, которое позволяет характеризовать их культуру как оригинальную и самобытную. Но при этом азиатские   корни   всегда   угадываются   в   культуре   североамериканских индейцев, например, прибрежной тихоокеанской зоны.

Яркий пример таких культурных связей проявился в совпадениях в искусстве, художественном мышлении и мировоззрении. Это рисунки на скалах северо-западного побережья Северной Америки и Дальнего Востока, камни волшебницы Мамилчжи.

Основной сюжет писаниц на камнях Сакачи-Аляна (Нижний Амур) и камнях Форт-Руперт (индейцы квакиутль, северо-западное побережье Северной Америки) — это устрашающие маски-личины, часто череповидного характера, изображения великих духов-предков, духов-каннибалов. На камнях северо-западного побережья Америки и камнях Сакачи-Аляна, разделенных тысячами километров, сохранились удивительные по аналогичности и яркости рисунки. Образы страшных духов с череповид-ными ликами могли волновать умы и воображение людей, знакомых с идейной основой, мировоззрением, которое могло рождать эти образы, питать обряды, связанные с культом этих духов, культом предков.

Это только один пример совпадения мышления и мировоззрения, который не может быть объяснен простой конвергенцией (сходные условия порождают сходные следствия), т. е. мы должны признать факт вероятного генетического родства носителей этих культурных традиций. Совпадения в наскальном искусстве народов Нижнего Амура, Сакачи-Аляна и северо-западного побережья Северной Америки интересны еще и тем, что они имеют не слишком большой палеолитический возраст, т. е. не могут быть датированы временем 85 —11 тыс. лет. назад. Они гораздо моложе, время осуществления таких контактов населения двух материков, Азии и Америки,— 7—8 тыс. лет назад. Тогда уже не существовало   Берингийского   моста,   но   контакты   были.

Возможно, они осуществлялись по цепочке островного мира: Камчатка, Алеутские острова — Аляска. Может быть, через бурный Берингов пролив ж далее по побережью Северной Америки племена из Азии, с берегов Амура достигли уютной бухты Форт-Руперт и навечно обосновались на необжитых просторах. Именно на Алеутских островах были обнаружены в процессе раскопок советско-американской археологической экспедиции памятники, оставленные охотниками на морского зверя, которые датируются 7—8 тыс. лет до н. э. Первые американцы с начальных этапов позднего палеолита постепенно осваивали территории Нового Света, распространяясь все южнее. Крайний юг Америки был заселен 14—12 тыс. лет назад. Памятники палеолита Патагонии имеют возраст 11 тыс. лет.


viagra triangle bars