{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

В Онежском и Кемском уездах Архангельской губ. жених давал отцу невесты деньги на подъем — вино (Шейн, 1900, 377). В Петроза­водском у. жених давал деньги за невесту, т. е. деньги под дары, пред­назначавшиеся жениховой родне; в соответствии с суммой полученных денег заготовлялись дары (Левин, 1893, 221). В Сарапульском у. Вят­ской губ. деньги, дающиеся при кладке, или также в помощь отцу невесты — сделать жениху подарки (Богаев-ский,   1889,   13).

Следует различать русскую кладку, которую иногда называли выкупом, калымом, от собственно калыма (Зо­рин, 1976, 150—151), с которым не­которые авторы ее отождествляли. Существенное различие между ними в том, что собственно калым, извест­ный в прошлом у многих народов (в частности в Средней Азии), был платой родителям за невесту, кладка же шла на одежду невесты, на сва­дебные расходы — подарки жениху и его родственникам. Отсюда проис­ходят названия кладки — на скруту, поневестины.

Название кладки калымом, вы­купом характерно главным образом для восточных губерний России (для Верхнего и Среднего Поволжья) и Сибири. Этот термин применялся у татар, мордвы-мокши, чувашей (Паллас, 1809, 144) и других по­волжских народов. Уплата родите­лям денег за невесту, сходная с рус­ской кладкой, была у удмуртов, мою.

 

   Во множестве описаний свадеб XIX—начала XX в. у украинцев и белорусов о кладке (запросах, ка­лыме) не упоминается. Этих терми­нов и- самого явления — кладки — в развитом виде в XIX в. у этих на­родов как будто бы не было (правда, встречаются упоминания о деньгах со стороны жениха). В Гомельском у. Могилевской губ. сваты прино­сили в дом невесты чоботы, а род­ственникам вено — в 10—15 руб. (Шейн, 1890, 333-334). В Закар­патье староста молодого давал ма­тери невесты деньги за ее «годувлю», т. е. воспитание (Сумцов, 1881, 23). Так же было у белорусов: жених давал за годоулю теще «ци черевики, панчохи, ци гроши» {Шейн, 1890, 234—235)6. Часть одежды и особенно обувь жених приносил невесте в ка­честве даров, которые у русских нередко   составляли   часть   кладки.

Сложные вопросы происхождения кладки — являлась ли она пережит­ком древнего славянского вена, соот­ношение ее и приданого в разные исторические периоды — требуют специального исследования. Для дан­ной работы наиболее интересна та часть кладки, которая составлялась из предметов одежды.

Дары невесты дополняли ее при­даное, дары жениха — денежную часть кладки или составляли основ­ную часть материального обеспече­ния, которое жених предоставлял невесте.

Дары невесты

О дарах договаривались («выряжали») при сватовстве. Иногда их выря­жали только . родственникам же­ниха, не жившим с ним; жениху и близким родственникам дарили без предварительного договора (Левин, 1893, 221). Дарить невеста начинала с самого начала сватовства: на руко­битье, перед венцом, но самый зна­чительный обряд дарения был после венца — это    так называемые дары. На Украине,    при первом посеще­нии сватов, мать невесты шла в ка­мору, выносила    «крамные» (покуп­ные) платки,  рушники и клала их на стол. Сваты и дружки в случае согласия невесты на  брак просили воды и рушник для вытирания рук; невеста   дарила   им   этот   рушник. На рукобитье невеста посылала же­ниху   (если   он   не   присутствовал) через   свекровь   рубашку,    штаны, платочек,     полотенце.  Подарки де­лались и во время банного обряда. Он  был  двух  видов:  баня невесты с подругами перед венцом и баня мо­лодых после венца.