{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

пили  «крутильное вино»  (Ярослав­ская губ.; Еостоловский, 1911, 250). Перемена прически и подбор волос под головной, убор — основные  от­личия   замужней  женщины   от   де­вушки.   В зависимости  от  региона это мог быть кокошник, кичка с со­рокой, повойник, сборник (рус); намтка,   рантух,    серпанок (Укр.),   чепец,   наметка   (белорус). К началу XX в. эти уборы,,были большею частью заменены "плат­ками.

Обычай закрывать волосы замуж­ней женщине - очень древен. В кон­це  Х1Х-начале   XX  в.   он  сохра­нялся местами,  хотя лод влиянием города начинал исчезать.  В  основе его — представление о том,  что от­крытые волосы замужней женщины якобы приносят несчастье - неуро­жаи хлеба, надеж скота. Эти пред­ставления  были   у  восточнославян­ских   народов   и   у   некоторых   их соседей   (Зеленин,   1926,   315-317) Д. И. Зеленин полагал, что закрыва­ние    волос _ остаток     закрывания лица.   Более   права   Н.   И.   Гаген-1орн,     считавшая,     что     основная причина покрытия заключалась в во­лосах.   Она   привела   большой   ма­териал, характеризующий представления о магической силе, заключен­ной в волосах, не только у славян (в прошлом), но и у многих других народов. Представление о них свя­зывалось с растительностью, идеей плодородия. По мнению Н. И. Гаген-Торн, невеста, выходя замуж в дру­гой род, могла повредить ему своими волосами, вернее, заключенной в них магической силой (Гаген-Торн, 1933, 88).

Исследователями было замечено сходство названий женских голов­ных уборов (у русских) с птицей (сорока, кичка, кокошник). Старин­ный женский головной убор, видимо ритуального назначения, имелся у группы русских (семейских) в Си­бири, состоявший из шкуры селезня (Маслова, 1975, 54). По своей форме кички часто напоминали рога ко­ровы. В XIX в. рогатые головные уборы были присущи в той или иной мере всем восточным славянам. Наи­более ярко была выражена рогатость в головных уборах в южнорусских губерниях (рис. 13). Украинки и белоруски ограничивались главным образом подкладкой кудели для уст­ройства небольшого возвышения на голове (Атлас, 1967, 230). Связь головного убора с представлением о животном четко выражена в сва­дебном ритуале коми: когда невеста выходила из бани, ей надевали на голову шкуру лисицы таким образом, что она напоминала шапку (Плесов-ский, 1968, 53)15.

Символика головных уборов, сход­ных с птицами и животными, нуждается в дальнейшем исследовании. Их связь с идеей плодородия видна хотя бы из того, что, надев рогатую кичку после замужества,  женщина в старости меняла ее на безрогую или ходила в одной сороке без кички. По представлениям крестьян, ноше­ние убора, полностью закрывавшего волосы,    содействовало    производи­тельности,   благополучию  в  хозяй­стве,   в   то   время  как   показаться простоволосой якобы приносило вред.