{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

- Обряды с прической й надеванием головного убора у украинцев и бело­русов совершались на деже или кадке с. рожью (укр., бел.). Ржаные снопы устанавливали в углах избы, особенно в переднем углу. На голову молодой нередко клали деньги, лен. Последний, имевший немалое значе­ние в свадебных обрядался и при окручивании. Так, на-с    пример, в Борисовском у. Минской губ.   после   венца,   в   доме  невесты мать при расчесывании волос клала ;    на голову невесте три пасмы льна (этот лен,  зашитый в сукно, невеста носила при себе) (Шейн, 1890, 108— 109).  В кожухе,  вывернутом вверх волосом,   покрыв   голову   шапкой, окручивание   производила   одна   из родственниц жениха  или  свекровь. Во время обряда пили «крутильное» вино. «Крутильник» — пирог — после этого   отдавали  священнику   (Вино­градов, 1917, 121), «крутильные» ка­лачи молодой разбрасывал по дороге, возвращаясь из церкви домой (Шейн, 1890, 436).

Причесывание, прощание с косой, одевание  головного  убора  растяги­вались на несколько этапов свадьбы, окручивание было его кульминацией. Замечено, что расплетание, расчесы­вание волос и окручивание оторваны друг от друга как бы вклинившимся между ними венчанием (Гаген-Торн, 1933, 6). «Разделительное значение» введенного (относительно поздно) вен­чания  надо   принять   во  внимание, но,   видимо,   какую-то  роль  в  этом сыграла  матрилокальность  или  па-трилокальность брака. Там, где были пережитки   матрилокального   брака (возвращение после венца в дом не--весты), обряд иногда выполнялся не­раздельно,   где   же   не   было   этих пережитков, он более резко делился на две части. В Бобруйском у. Мин­ской   губ.   в   доме   невесты   после расплетания   и   продажи   косы   не­посредственно  следовало захихланъ-не — одевание чепца и платка,  на­метки. По приезде в дом к молодому крестная мать снимала наметку с не­весты и одевала ей другой чепец и платок  (Шейн,  1890, 266—270); од­нако обряд в основном был выполнен в доме молодой. Точнее волокна льна, ■ связанного с прической (его вплетали в косы, подкладывали для устройства «ро­гов», клали при окручивании на голову). По представлениям крестьян,, лен был похож на волосы (Потебня, 1914, 94). Очевидно, использование' льна при расчесывании волос не­весты имело, по их представлениям, значение для поднятия его урожай­ности. Ношению невестой льна, за­шитого в сукно, видимо, придавалось апотропейное свойство. Примеча­тельна дивья красота — коса и» льна, украшенная лентами (Кадни-ковский у. Вологодской губ.), ко­торую на веревке протягивали между домом невесты и соседним домом. Потом дивью красоту сжигали (Ма­териалы, 1926, 51). Сжигание льня­ной кудели имело место на свадьбе, в частности на украинской: на вто­рой день дружба (дружко) прикреп­лял к древку курагова прялку и кудель, которую молодая во время пляски с молодым поджигала лучи­ною; оставив мужа, она плясала с дружбой, а он во время танца передавал ей пылающую кудель, за что молодая его целовала (ДешкоТ 1867, 705). Поджигали на свадьбе-также кудель, набитую в лапти. Горящий лен (волокно) имело, по-видимому, очистительное значение. В других случаях лен использовался в обрядах, символизировавших со­единение молодых. Так, например,. в первой половине XIX в. в Олонец­кой губ. подруги мыли невесту во­локном льна, из которого потом из­готовляли гашник для одежды же­ниха.

Шапка

Шапка — важная составная часть костюма жениха, поезжан, а в не­которых местах, где носили шапкии женщины, и невесты. Жених в про­должение всей свадьбы должен быть в шапке. Он надевал меховую шапку, несмотря на летнюю пору, и ни на одну минуту ее не снимал (Шейн,