{::Введение ::}

Этапы свадьбы и свадебные чины

1914, 984). Жениха повязывали, как женщину, латком, а невеста сидела закрытой Пензенская губ.; Терещенко, 1848,
285).   По   сведениям   XIX—начала

XX  в. из южнорусских губерний же­ иху пришивали на спину красныйплаток (Святский, 1912, 313) или же осле благословения накидывали на лечи платок, сложенный по диагоали (как отмечено в Сердобском у.Саратовской губ.; Шейн, 1900, 747). латок, видимо, был важным отличием костюма жениха. Возможно,он был пережитком какой-то древней плащевидной одежды. Чаще всегов "источниках говорится о платке, оторый дарила невеста жениху ион носил его, подтыкая под опояскуили на шее, либо платок (или руш­ник) повязывали ему через плечо» или подпоясывали. Украинской и белорусской свадеб, чем русской. Так, невеста-украинка одевалась в праздничное платье, когда обходила село с при­глашением на сватанье, кликать ж1-нок на шишки (изготовление изде­лий из теста), на весхлля и т. д. (рис. 7). В Херсонской губ., на­пример, невеста в субботу (перед свадьбой) надевала «первый убор» (лучший) — часто красную юбку, по­вязывалась рушником, положив при этом за пазуху хлебчик с солью, а под хустку два колоска жита, а затем шла скликать родных и дру­жек (Весшля, 1970а, 359). Вопрос о двух видах свадебной одежды тре­бует     дальнейшего     исследования.

 

Рубаху   шили    из    некрашеного холста или из пестряди, а в конце XIX—начале XX в. чаще из покуп­ного    материала    (ситца,    кумача). Основная одежда жениха, в которой он был на свадьбе, шилась невестой и была ее подарком. Большая роль отводилась шапке жениха, которая, как    правило,    особо    украшалась (об этом см. ниже). Одевание жениха так же, как и невесты, было особым ритуалом. В день свадьбы крёстная жениха «убирала» его в хлеву с во­дой, хмелем и серебряной монетой. При   этом   сваха   трижды   встряхи­вала рубаху и другие части костюма жениха, обводила ими трижды вокруг его   головы,   произнося   слова  'мо­литвы   и   каждый    раз    сплевывая в сторону, как бы отгоняя нечистую силу. И только после этого надевала все на жениха (Звонков, 1889, 107). Апотропейные       (охранительные) действия, связанные с одеждой же­ниха и невесты,  были важным со­ставным  элементом  обрядов   одева­ния жениха и невесты. К ним отно­сится:   1.   частая   перемена   платья молодых в течение свадьбы, что имело престижное, а возможно, еще и охра­нительное  значение,   о  чем  писала в  своей  работе  Н.  П.  Колпакова: переодеваясь,   как   бы   сбрасывали с платьем порчу, которая могла быть напущена   (Колпакова,   1965,   275). Вместе с тем отмечался и такой про­тивоположный факт, но также апо-тропейного   характера:   невеста   не меняла   платья  с  самого  просвата­ют,  вплоть до  венчания,  хотя бы этот  промежуток  продолжался  ме­сяцы    (Белозерский    у.   Новгород­ская губ.; Шейн,  1900, 527).

2. Одевание одежды наизнанку. В селениях по Терскому берегу одежду невесты выворачивали на­изнанку, в целях предохранения от порчи (Шмаков,  1903,   62).