{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

Коллекция свадебной одежды из этого региона по количеству экспонатериальных компонентах свадебного обряда русских, украинцев и бело­русов, проживающих на территории Восточной Европы. Наиболее ранние экспонаты относятся к последней трети XVIII в., поздние — к 70-м. годам XX в. самая большая. В ее состав входит 134 предмета, в том числе 13 пол­ных костюмов. В собрании преоб­ладают вещи из Вологодской губ.

Костюмы. Из 13 свадебных костю­мов жителей этого региона — 11 из Вологодской губ. (2 мужских и49' женских), один из Архангельской и один — из Петербургской губер­ний. Женская одежда представлена венчальными костюмами, костюмами новобрачной и костюмом свахи. Три венчальных костюма поступили в фонды музея из городов Сольвыче-годска и Красноборска, остальные из сел и деревень Сольвычегодского-и Тотемского уездов.

Городские венчальные костюмы от­носятся к традиционному для Рус­ского Севера типу женской одежды, известному в литературе как ком­плекс одежды с сарафаном. Эти ко­стюмы являются, как указано в ан­нотациях к ним, «полными венчаль­ными костюмами», т. е. набор состав­ляющих их вещей соответствует тому количеству предметов, которые вхо­дили в состав костюма невесты-го­рожанки.

Костюм из г. Сольвычегодска, за­регистрированный в коллекции 622,, состоит из верхней части рубахи — воротка, золотной юбки, коротёны, шубки, ожерелья, браслетов зару-кавьев,   конуры — головного   убора

невесты, кокошника, надеваемого ею после венца, платка-фаты, жемчуж­ных серег, перстня, цепочки с кре­стом и коробочки для белил.

Вороток — верхняя часть рубахи из миткаля (тонкой белой хлопчато­бумажной ткани) — относится к типу рубах   с   прямыми   поликами,   при­шитыми  по   утку  основного  полот­нища. Ворот рубахи присборен, раз­рез застегивается на запонку. Пыш­ные рукава достигают локтя и за­крепляются зарукавьями — узкими браслетами из парчи, украшенными перламутром и цветными стеклами. Рубаху обычно хорошо крахмалили, и рукава, перехваченные блестящими зарукавьями, казались особенно пыш­ными и нарядными.  В состав этого костюма вместо привычного на Се­вере сарафана входит широкая, при­сборенная на талии юбка, которая носила название сарафан. Она сшита из шелковой синей ткани с крупным узором,  выполненным золотой пря­деной нитью. По подолу юбка укра­шена   золотым   кружевом.    Костюм дополняет коротёна — короткая рас­пашная   одежда   на   узких   лямках из шелковой ткани фабричного про­изводства: по серебряному фону броширован   цветными   шелками   узор из букетов хризантем и маргариток. Вдоль разреза душегрейка-коротёна украшена     широким     позументом. К костюму прилагаются два голов­ных убора: венчальный — конура и надеваемый   после   венца — кокош­ник. Кроме того, в костюм включена фата.