{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

     Верхняя    орнамен­тальная полоса всегда занята сюжет­ными   мотивами,   остальные,   более узкие, — геометрическими.    Сюжет­ные мотивы довольно  однообразны. На   вышивках   встречаются   дерево или вазон с цветком, стилизованная человеческая фигура, птица, двугла­вый орел, реже конская ладья. Мо­тивы могут объединяться в сюжетной композиции,   птицы  в   одну группу с женской, фигурой, держащей в ру­ках птиц, конские ладьи с деревом. Однако чаще всего мотив существует самостоятельно,   представляя  собой крупную фигуру,  занимающую всю орнаментальную  полосу.   Среди  та­ких    мотивов    особенно    интересно изображение человека ш. Он вышит с большой головой, поднятыми вверх трехпалыми руками,  крупным тор­сом и длинными, раскинутыми в сто­роны ногами.  Такие мотивы в рус­ской народной вышивке встречаются редко. Основными мотивами геоме­трической вышивки являются ро­зетки, геометризованные листья, мел­кие квадраты и ромбы. Все они тесно соединены друг с другом, образуя цепочки или гирлянды.

Таким образом, полотенца и ши­ринки — метки жениха отличались в разных губерниях размером, типом орнамента, техническими приемами его исполнения. Однако каких-либо особенных черт, выделяющих их из других свадебных полотенец, не об­наруживается.

Полотенца, ширинки, хустки вхо­дили также и в состав костюма не­весты.    Полотенце    использовалось у   русских    как    головное    покры­вало 143 и как платок, который не­веста держала в правой руке, стоя перед  алтарем во  время венчания. Такие  русские  «ручные полотенца» в фондах музея имеются из Тамбов­ской и Владимирской губерний. Там- • бовские полотенца 144 поступили в ос­новном из деревень Кирсановского у., лишь два — из Козловского. В науч­ной   документации   музея    они   на­званы венчальными или свадебными, однако в аннотациях к ним, состав­ленным собирателем В. П. Шнейдер в 1904 г., их назначение раскрыва­ется более подробно: «Во время вен­чания невеста держит его в руке -^ через третий палец» иь. Эти неболь­шие полотенца сшиты из белой льня­ной домашней ткани и украшены на узких   концах   вышивкой.   Ширина орнаментальной   полосы — от   двух до   восьми   сантиметров.   Орнамент вышивки — геометрический:       бор­дюры,     составленные      из    ромбов с крючьями, розеток, треугольников и квадратов.   Часть  узоров   выпол­нена шелковыми нитками в технике росписи и глади. Контур узора вы­шивается черными или коричневыми шелковыми нитками, узор заполня-ется гладью розовым, желтым, светло-зеленым или песочным шелком. Дру­гая группа полотенец вышита рос­писью красной хлопчатобумажной ниткой.

Из Владимирской губ. в собрании музея имеется один такой «ручной: платок», поступивший из д. Каме­неве Ковровского у.146 На четырех углах он украшен вышивкой, выпол­ненной желтым, коричневым и го­лубым шелком росписью и гладью. Орнамент — крупный ромб с крючьями. Полотенец, украшавших костюм свата, дружки, поезжан в собрании музея не очень много: 7 полотенец — из русских губерний, 13 — украин­ских,   2 —■ белорусских.

Русские полотенца, подарки не­весты дружке, поступили в музей из д. Ивачино Кадниковского у. Вологодской губ.147, из деревень Кирил­ловского у. Новгородской губ.148 и Борисоглебского у. Ярослав-, ской губ.149 Все полотенца белые, домотканные, украшенные вышив­кой. Дружка обычно ими подпоясы­вался или затыкал за пояс. Три ши­ринки из Олонецкой губ. 150