{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

Так, венчальным головным   убором   в   черевковском костюме является вязаный на спи­цах из белых ниток колпак длиной около 1 м. В этот колпак просватан­ная девушка убирала косу. Колпак обычно носили с девичьей повязкой или с обвитой вокруг головы шелко­вой  косынкой 31.   В  коллекционной описи  он  назван  «честной  колпак» и «эмблема невинности».

Черевковская невеста носила тре­угольную шейную косынку из крас­ного «грицета» — плотной шелковой ткани с узором, выполненным золо­той битью. Под венцом девушка стояла в теплушке — короткой дву­бортной одежде из черного сукна, отрезной по талии, с крупными бо­рами (сборками) на спине.

Все три костюма поступили в му­зей в 1905 г. и были изготовлены, вероятно, за несколько десятилетий До   этого.   Для  костюма  из  с.  Ляменги можно дать более точную да­тировку, так как на ткани юбки сохранилось фабричное клеймо «С: Ф: М: К: Щербакова». Оно расшиф­ровывается как «содержателя фаб­рики московского купца Щербакова». В Указателе фабрик и мануфактур Московской губ. за 1845 г. значится московской гильдии купец Щерба­ков Иван Яковлевич, фабрика ко­торого в Лефортово выпускала штоф­ную ткань 32. В «Ведомостях о фаб­рикантах и мануфактурах Москов­ской губернии на 1853 год» записан московской второй гильдии купец Щербаков Яков Афанасьевич, кото­рый имел в Лефортове фабрику штоф­ных тканей и платков 33. Следова­тельно, ткань датируется концом 40—началом 50-х годов XIX в. Ве­роятно, к этому же времени может быть отнесен и костюм.

Одежда новобрачной из д. Кома-рицы 34 (рис. 3) отличается от других свадебных костюмов Сольвычегод-ского у. Она сшита из ткани домаш­него производства. Поверх «воротка» из белого коленкора надевался пест­рядинный прямой на сборках сара­фан и белый передник — нагрудник, укреплявшийся завязками выше гру­ди. Шейным украшением служила треугольная холщевая косынка. Пе­редник и косынка украшены красным геометрическим узором, выполнен­ным в технике браного ткачества. Можно предполагать, исходя из вре­мени его поступления в музей, что он был изготовлен в 60—70-е годы XIX в.

Костюм новобрачной имеется в му­зее также из с. Усть-Цыльмы Архан­гельской губ.33 Он был сшит в на­чале XX в., но использовался как свадебный еще в 50-е годы XX в. Первый раз этот костюм надевала молодая женщина после венчания, а затем носила только по праздни-кам зе. В начале XX в. он.считался дорогим.    Все   его   части:    рубаха, сарафан,   коротена,   косынка   к   по­войнику   сделаны   из   шелковых   и полушелковых тканей. Для верхней части составной рубахи был выбран ярко-красный  канаус.   Стоячий   во­ротник украшен позументом, а пря­мые полики выкроены из фиолетовой с золотым узором шелковой ткани. Прямой на сборках сарафан сшит из очень яркой полосатой ткани:   ши­рокие вертикальные красные полосы, украшенные   ромбами   с   заключен­ными  в  них  разноцветными  розет­ками,  чередуются с   узкими  полос­ками белого, желтого, зеленого, фио­летового  цветов.   Косоклинная рас­пашная коротена на лямках сделана из желтой хлопчатобумажной ткани, украшенной крупными красными ро­зами с зелеными листьями, выткан­ными шелковыми нитками.

Головной убор новобрачной из Усть-Цыльмы состоит из повойника в виде круглой шапочки с твердым дном и платка. Повойник по околышу и дну вышит золотой и серебряной пряденой нитью. Орнамент — стили­зованные цветы с листьями и изви­вающимися ветвями.