{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

Конура представляет собой широ­кий обруч, обтянутый позументом, украшенным по краям золотистой бахромой. На обруч прикреплен ажурный валик, имитирующий ве­нок из цветов и листьев. Цветы и листья вырезаны из накрахмаленного холста,  обшиты серым шнуром,  на который   нашит   бисер.    К   конуре прикреплены  медальоны  из   стекла молочного   цвета,   веточки  из  про­зрачных граненых  стекол в  метал­лической   оправе   и   крупные   пуго­вицы.  Сзади конура украшена ши­роким бантом из розового в клетку шелка, затканного мелкими золотыми цветочками. Конуру обычно носили с девичьей праздничной  повязкой 5 или с узкой лентой из позумента. В. Ф. Миллер 6 считал, что ее наде­вали на невесту лишь тогда, когда везли к венцу.  Голову невесты за­крывали фатой, спускающейся также и на лицо. Прилагаемая к костюму фата представляет собой квадратный терракотового цвета шелковый пла­ток с букетами, затканными пряде­ной   золотой   и   серебряной   нитью. Закрывание невесты фатой было ха­рактерно  для  русской  свадьбы,   но в разных губерниях оно происходило по-разному   и   в    разные    моменты обрядности   (см.    Г.    С.   Маслова). В   Вологодской   губ.   в   60-е   годы XIX в. в 40 км от г. Вологды,  по словам  информатора   В.   Александ­рова,     «считается    необходимостью,, чтобы невеста, когда просватают ее, во   все  время  до   самого   венчания при  посторонних   людях   была   по­крыта фатой (платком), ей позволя­ется немного приподнять ее только тогда,   когда   жениху   надо   с   ней прощаться 7.

Н. Г. Ордин в 90-е годы наблюдал в Сольвычегодском у. обычай закры­вания лица невесты «ситцевым плат­ком» на «смотринах». Он также ука­зывал, что в церкви во время обру­чения кольцами невеста стояла за­крытая косынкой и лишь в тот момент, когда на ее голову наклады­вали брачный венец, сваха сдерги­вала косынку с головы 8. После венчания фатой прикрывали уже женский головной убор.

Имеющийся в комплекте венчаль­ного костюма из г. Сольвычегодска кокошник относится к типу сбор-ника-моршня. Он состоит из околыша на твердой основе, соединенного с мягкой затылочной частью, собран­ной над лбом в сборки, образующие вертикальные валики. Сзади кокош­ник затягивается на тесемку. Весь головной убор вышит крученой нитью гладью в прикреп. На ' околыше толстым шнуром, обмотанным сереб­ряной нитью, выложен узор: сердце­видная фигура с отходящими от нее вправо и влево извивающимися ли­стьями. На орнамент нашит жемчуг, бисер, граненые стекла. На затылоч­ной части вышито серебряными пря­деными нитками стилизованное де­рево. Поверх кокошника надевается сложенный по диагонали квадратный платок, закрепляющийся под под­бородком булавкой. Платок красно-коричневого шелка заткан золотой пряденой нитью букетами и цветоч­ной гирляндой.

Интересно, что в состав этого ко­стюма включена шуба. Г. С. Маслова отмечает, что во многих деревнях шуба была обязательной частью под­венечного костюма. Распашная, с от­резной спинкой на сборках и не­сколькими боковыми клиньями, шуб­ка сшита из беличьего меха и крыта светло-коричневым узорным штофом. На концах рукавов, по вороту и краям пол, —оторочка из меха чер-нобурой лисицы. У горла шубка застегивается на пряжку, представ­ляющую собой два жестяных кружка с рельефным изображением дамы ж кавалера, катающихся в са­нях.

Число ювелирных украшений к этому костюму невелико: перстень с синим стеклом, серьги из жемчуга, ожерелье из парчи, украшенное пер­ламутром и гранеными: стеклами, и цепочки с крестом.