{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

Сорочка сшита из тон­кого белого домашнего холста. Это — цельная рубаха с прямыми поликами, пышными рукавами, присборенными у узкого манжета. Полотнища у во­рота  собраны  в   сборки,  прошитые несколько раз белой льняной нитью. Прямой передний разрез завязыва­ется полоской красного кумача. Ру­кава украшены букетами цветов, вы­шитых  красными и черными  хлоп­чатобумажными  нитками.   Подол — серыми  льняными  нитками  гладью и   вырезами,   орнамент   геометриче­ский. Полагающаяся к этому костюму юбка утрачена во время войны. По­верх рубахи надевалась безрукавка керсетка из красной с черными раз­водами  полушерстяной   ткани   фаб­ричного производства. Керсетка рас­пашная, застегивается на левой сто­роне. Передние полотнища прямые, спинка подрезная на талии, заложена мелкими  складками.   Шов  прикрыт тесьмой из розового бархата. Ворот оторочен  черной  бумажной  тканью и тесьмой из розового гаруса.  Обя­зательной   частью   костюма был пе­редник из тонкой шерстяной черной ткани с набивным цветочным узором. Головной убор паленок в Полтав­ской губ. носили только девушки-не­весты. Этот нарядный венок в своей основе имеет сложенную цилиндром картонную полосу, обтянутую золо­тым  позументом.   Нижний  ее   край украшен лиловой лентой и зеленым,, завязанным спереди бантом. К верх­нему  краю  прикреплены  цветы  из. пестрого гаруса и мишурных нитей.. Сзади к убору пришиты разноцвет­ные   шелковые   ленты.   Костюм  до­полняют башмаки из красного сафь­яна     на     каблуках  с   подковками.. Этот костюм отличается от старин­ного свадебного костюма полтавской: девушки наличием юбки вместо пла­хты и орнаментом на рукавах.

В  собраниях   восточнославянской обрядовой одежды мужские костюмы большая редкость, поэтому особенно-ценно, что в украинских коллекциях имеется   костюм  жениха-русина   из г.  Чагрова.  Это — полный костюм в который входят не только две со­рочки, штаны (ногавицы), жилет (ка-мизелька), но также верхняя одежда (сирак) и смушковая шапка.

Сорочки жениха отличаются друг от друга по покрою и орнаментации. Одна сорочка сшита из двух длинных полотнищ серого холста, без бочков, с прямыми поликами. Вокруг ворота с  прямым  разрезом  ткань  собрана в мелкую сборку. Воротник неболь­шой,   отложной.   Рубаха   не   имеет никаких украшений, кроме синей лен­точки,  стягивающей разрез ворота» Вторая  сорочка  сшита  из  четырех нешироких полотнищ серой холщо­вой  ткани  с прямыми  поликами и большими ластовицами. Рукав около манжета и в месте своего соединения с полином присборен. Рубаху укра­шает большой, 20 см длиною отлож­ной   воротник.   Углы   воротника   и, часть полика вышиты мелким крестом красной и черной бумажной нитью-Орнамент: бордюры из ромбов и розе­ток. Рубаху надевали обычно навыпуск и подпоясывали широким поясом, со­тканным   из    фиолетовой,    голубой: и оранжевой шерсти. Поверх рубахи носили    жилет-камизельку.     Ками зелька жениха сшита спереди из си­него фабричного сукна, сзади из гру­бого серого холста. Жилет распаш­ной двубортный застегивается на че­тыре латунные пуговицы. Два кар­мана по краям обшиты красным сукном.

Ногавицы — штаны, так же, как и рубахи, сшиты из серого домаш­него холста. Они выкроены с неши­роким шагом и узкими штанинами-калошами. Сверху штаны затяги­вались на шнурке.

Верхней одеждой жениха-русина из г. Чагрова служил сирак из бе­лого плотного сукна. Это — длин­ная, распашная одежда с прямой цельной спинкой и широкими клиньями на боках. Рукава заужи­ваются к кисти и имеют манжеты-от­вороты. Сирак украшен вышивкой зеленой и красной шерстью, выпол­ненной тамбурным швом и швом -«козлик». Вышивка располагается на отложном воротнике и манжетах, а также идет узкой полосой по краю правой полы, по подолу, вдоль края внутренних карманов, и маскирует швы. Шапка жениха сшита из чер­ных смушек и украшена сбоку не­большим веночком и розовой шелко­вой лентой. Такой- веночек для же-.