{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала


регионов во все вре­мена его существования была очень незначительна.  Из трех костюмов этого региона два женских костюма из Самарской (1914 г.) ш и Оренбургской губер­ний 112 (1918 г.) представляют собой костюмы городского образца, состоя­щие из кофты с высоким стоячим во­ротником, двух юбок и головного платка.

Третий костюм —- венчальная оде­жда уральской казачки 113 (рис. 14) — отличается от первых двух традицион­ностью   составляющих   его   частей. Он состоит из кофты, сарафана, по­яса, косынки. Кофта — это типичная . рубаха со слитными по ликами и пыш­ными рукавами. Она сшита из кремо­вого атласного шелка, украшенного мелкими букетиками золотых цветов. Сарафан   также   сшит   из   дорогого материала — «переливчатого» шелка зеленого цвета. По покрою — это ко-соклинный распашной сарафан. Од­нако он имеет длинный шлейф по «го­родской моде».  Пояс выткан из зо­лотых пряденых нитей.  В качестве головного   убора   здесь  использова­лась треугольная косынка из черного муара, вышитая золотой битью и об­шитая с двух сторон черным круже­вом.  Концы косынки сзади закреп­лялись черным вышитым битью бан­том. Костюм был подарен женихом на. свадьбу своей невесте в 1893 г. Обычай  дарить  подвенечный  наряд невесте  был широко распространен в г.  Уральске,  откуда этот костюм происходит.

Из женской свадебной одежды в му­зее имеется еще головной убор, наде­вавшийся на новобрачную после венца и платок. Головной убор из с. Кежма Енисейского у. Енисейской губ.114 — это обруч из пеньки, об­шитый ситцем. Его надевали с плат­ком «кокеткой».

Платок , хранящийся в фон­дах, — дар молодухи поезжанам. Это — тонкий ситцевый платок. Украинская свадебная одежда

Собрание украинской свадебной оде­жды в музее не так богато, как рус­ской. В его состав входит меньшее число экспонатов, а их подбор таков, "что не позволяет с достаточной пол­нотой представить свадебную одежду различных групп украинского насе­ления. Собрание скомплектовано в основном отдельными предметами женской свадебной одежды из разных губерний, причем преобладают свадебные девичьи венки. Большая часть экспонатов поступила в музей в 1902—1913 гг. и датируется концом XIX—началом XX в.

Костюмы. В коллекции всего два украинских свадебных костюма: не­весты из м. Жовнин Золотоношского у. Полтавской губ.117 и жениха из г. Чагрова в Восточной Галиции 118.

 


Оба костюма поступили в музей в на­чале XX в.

В аннотациях, сделанных собира­телем девичьего костюма И. А.  За-рецким,   указывается,   что   «костюм современный», т. е. бытовал в начале XX в. В его состав входит семь пред­метов:   сорочка,   юбка,  безрукавка, фартук,   головной   убор,   ожерелье и обувь. Все эти вещи, за исключе­нием   головного   убора,   надевались не только на свадьбу, но и в празд­ничные дни.