{::Введение ::}

Свадебная одежда и атрибуты участников свадебного ритуала

чале XX в.

Костюмы. Из Смоленской губ. в му­зее хранятся три свадебных женских костюма из Вельского и Юхновского уездов 78 (рис. 9). Два костюма из д. Лядцы Юхновского у. интересны тем, что они принадлежали одной женщине, которая сшила их для своей свадьбы в 1915 г. В одном ко­стюме она венчалась, а в другом на следующий день после венца «шла за дарами». К сожалению, костюмы не полные по своему составу: отсут­ствуют головные уборы, пояса, верх­няя одежда. Владелица сохранила на память о своей свадьбе и принесла затем в музей только рубахи, сарафаны и обувь — ботинки на каблуке со шнуровкой. Однако, несмотря на это, их сопоставление позволяет вы­явить разницу в костюмах двух эте-лов свадебного обряда, на которую указывают исследователи. венчальном    костюме   рубаха сшита  из  белой домашней полубу­мажной ткани. По покрою — это ру­бах а-сшгошница,   т.   е.    полотнища ткани идут от ворота до подола, что очень характерно для свадебных ру­бах .   Она  выкроена  со  слитными поликами и длинными рукавами, со­бранными у запястья и украшенными обшлагом-воланом из красного в цве­точек ситца. Рубаха орнаментирована «затканками» — полосами   из    ром­бов, выполненных браной техникой красными бумажными нитками с до­бавлением синих и зеленых.  Орна­мент располагается горизонтальными рядами по всему рукаву,  широкой полосой на подоле и узкой на стойке ворота.

Поверх   рубахи   надевался   косо-зелинный сарафан с передним швом и клиньями, сшитый из синей полу­бумажной домашней ткани. Лямки, проймы,   подол,   передний  шов   об­шиты широкой тесьмой, галуном и бе­лым шнуром. С точки зрения владе­лицы, этот костюм был менее богат и наряден, чем тот, в котором она ходила «за дарами». Верхняя часть рубахи,   входившей  в   состав   этого костюма,   сшита   из   белого   колен­кора, нижняя — из тонкой бежевой фабричной   ткани.   Покрой   рубахи аналогичен венчальной, но украше­ния иные, В оплечья рукавов вшиты две затканки с геометрическим орна­ментом,  разделенные  белой вышив­кой вырезами. Ворот и рукава укра­шены воланами из коленкора и об­шиты белой фабричной лентой с крас­ным  узором.

Сарафан, прямой на сборках, сде­лан из ярко-красного сатина и по лямкам, подолу, верхнему краю об­шит черной тесьмой. По всей вероят­ности, не случайно при изготовлении этих двух костюмов для венчального были выбраны ткани домашней выработки, темно-синий цвет сарафана, старинный покрой рубахи — сплош-ницы и сарафана-клинника, тради­ционная орнаментация. Это под­тверждает положение о том, что в венчальной одежде дольше сохра­няется традиционный покрой и тра­диционная ткань.

В костюме невесты из Вельского у. особенности венчальной одежды про­слеживаются не столь ярко. Верхняя часть рубахи с прямыми по ликами и длинным рукавом сшита из белого коленкора. Оплечья и манжеты укра­шены вышивкой крестом (красными, желтыми, черными бумажными нит­ками). Орнамент на оплечьях: сцеп­ленные друг с другом свастики, на манжетах — цветы.   Сарафан,   наде­вавшийся поверх рубахи так же, как и в юхновском венчальном костюме, косоклинный,   из   черной   китайки, плотной фабричной бумажной ткани. По подолу и на груди богато украшен желтой   и   фиолетовой    шерстяной тесьмой,  шелковыми зелеными лен­