{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы

1946). Топорцом пользовался брат невесты, который провожал сестру к венцу и крестил им все входные двери (в доме, в се­нях — в  хоромах). После  венца  он делал то же самое и этим как бы обе­регал жилище новобрачных от всего злого    (д.    Космач    Косовский   р-н Йвано-Франковская обл.; Матейко, 1968).   Перед  отъездом к  шлюбу — венцу — топорцами и палицами воз­давали честь порогу (у бойков и гу­цулов; Здоровега, 1974, 100). Когда молодую приводили в дом мужа, ей сажали мальчика   на   колени    (что было, очевидно, пожеланием потом­ства мужского пола), а дружка брал секиру (топорец) и слегка ударял ею по печи, чтобы молодая скорей при­выкла к дому (Весшля, 19706, 246). Символика    украшений   топорцов связана  со  свадебной обрядностью. На литых металлических топориках нередко изображались головы птиц, коней, на келефах завитая ручка де­лалась в виде змеи (рис. 17—18). Свя­занные   мифологическими   представлось,  доставали   настоящую саблю. Саблю,   меч  украшали   барвинком, васильками, калиновым цветом,  ко­лосьями пшеницы, зверобоем, повя­зывали хусткой и прикрепляли к ней зажженную  свечу   (Малинка,   1898, 101). Вероятно, в далеком прошлом сабля имела  апотропейное значение подобно  тому,  какое имели вообще острые     металлические     предметы. В свадебном ритуале у других наро­дов,    например    у    мордвы,    сабле также отводилась определенная роль: дружко, стоя молча перед невестою, помахивал    обнаженной    саблей   и время от времени ударял ею в ма­тицу (Чул,ков, 1782,  15).  У украин­цев сабля со временем трансформи­ровалась   в   деревянную   или   даже просто  в  пучок цветов с воткнутой в него свечой. Символика ее, видимо, была    многозначной:     сохранялось ее    апотропейное   значение,    огонь (свечи) — очистительное,       калина, васильки, барвинок были символами любовной связи, а колосья пшеницы сулили хороший  урожай,   а  вместе с тем богатую жизнь.

Атрибутом    украинского    свадеб­ного ритуала была хоругвь (корогва, курагов,  пропорец),   Кураговом на­зывали    запаску,    вывешенную    на жесте   у   ворот-   (как   упоминалось выше). Но делали «вес1льну корогву» и  в  виде  небольшой  хоругви — из прикрепленного-    к    палке"  платка, украшенного    цветами    и   лентами. ■  Дружка,   несший   курагов   впереди свадебной     процессии,     назывался хорунжим. То же представлял собой пропорец. Свахи делали пропорец на все время свадьбы, он состоял из квад­ратной  рамки из дерева, обтянутой с одной стороны красной, с другой — белой     тканью    и    прикрепленной к древку. По углам квадрата приши­вали разноцветные бантики и барви­нок. Если дружка «загубит» во время

свадьбы пропорец, то платил штраф (Закарпатье; Весшля, 19706, 238). При изготовлении курагова требо­вались определенные условия. У гу­цулов палку — куяилку для кура­гова — вырезал дружка; на нее на­шивали (не делая узлов) ширинку. На верхний конец кужилки при­крепляли колокольчик и ленту, а нижний "(за который держали ку-рагов) обертывали хусточкой. Моло­дой плел для курагова венок, надев при этом рукавицы (хусточка, рука­вицы, видимо, имели то же значение, что   обертывание   рук   на   свадьбе).

На заключительном этапе гуцуль­ской свадьбы происходило разиштя курагова