{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы

Штерн->берг  высказал  предположение,   что ,залог был орудием взаимного влия­ния друг на друга: жених по пути в     церковь     выбрасывал     кольца, серьги и другие предметы, получен­ные от других, отвергнутых им де­вушек, из опасения, что он будет за­ворожен ими посредством этих пред­метов  (Материалы,  1926,  10).

Платок  (рушник,  кольцо,  иногда целое платье) служил задатком сва­там, получившим согласие на брак. Платок невесты олицетворял горе, шечаль: Невеста бросала свой платок «со слезами» по доюоге в церковь (Материалы, 1926, 123—124). Пла­ток-ревун, в котором невеста пла­кала и причитала, она оставляла в родительском доме. Забрасывала его на полати, причитая: «Остань­тесь страсти и ужасти у родимого батюшки, у родимой матушки» (Вет-лужский у.; Кузнецов Я., 1899, 534.)

Платок служил также одним из основных видов подарка. Невеста на тарелке подносила лучшую хустку жениху, остальным дарила попроще (Малинка, 1898, 100). Раздача плат­ков на заручинах вызвала название заручин — хустки (на Украине). В Орловской губ. невеста при сва­товстве дарила полотенца и платки, и это называлось платки побрали, т. е. просватали (Добровольский, 1905, 381). Платок (как и рушник) выполнял функцию связи в соеди­нительных обрядах у всех восточ­ных славян.

Полотенце в свадебном ритуале име­ло большое значение и функции его разнообразны. Полотенцем (платком, кушаком,   поясом)   туго   связывали жениха и невесту, что служило сим­волом    их    дальнейшей    согласной жизни.   На  Сокальщине   (Украина) был обычай крепко связывать моло­дых под мышками рантухом  (голов­ным покрывалом),   так   они   сидели весь   вечер   (ВесЬчля,    19706,     99). Иногда   молодых   связывали   в   по­стели,   когда   они   ложились   спать, чтобы   дружно   жили   (Касимовский у. Рязанской губ.; Мансуров, 1928, 8), или на возу, когда везли постель к жениху (Могилевская   губ,).   Со­хранялся обычай связывания рук же­ниха и невесты полотенцем даже при церковном венчании (Романов, 1912, 488). Полотенце-рушник служило по­ясом невесте (который она хранила всю жизнь). Нанести молодым «порчу». Этому предмету, сопричастному венчанию, придавалось особое значение. В пер­вую ночь новобрачным подножник клали под перину, тогда якобы ни­какая порча не могла коснуться их. Каждый из брачащихся стремился первым стать на подножник, тогда, по поверью, он будет верховодить в доме. После венчания невеста ста­ралась притянуть подножник к двери, чтоб «подружка скорей вышла замуж» 19. А белорусы считали, что это действие будет способствовать хорошему урожаю в поле и хорошему приплоду скота  (Шейн,  1890,  363).

Постель

Постельные принадлежности (место — Архангельская губ.) входили в со­став приданого и заранее гото­вились невестой, постель уже уст­раивалась в доме жениха. В чердын-ской песне так поется: «У меня есть кровать тесовая, у тебя есть перина пуховая, у тебя есть подушки чи-жевые , у тебя есть одеяло черно-соболиное...» (Чесноков, 1911, 74). Постель привозили придании, либо постельная сваха, либо какая-нибудь старуха, лучше всего — бывшая по­витуха в доме невесты. Устраивали постель где-нибудь в отдельном и не­отапливаемом помещении. Чаще всего говорится, что в «подклете» (нижнем нежилом этаже избы), в клети (Саратовская, Пензенская, Гродненская, Минская, Могилев-ская губернии), в коморе — у ук­раинцев и белорусов (комора соот­ветствовала клети), в амбаре (Ря­занская, Калужская, Минская, Мо-гилевская губернии), сеннике (то же, что и клеть, — неотапливаемое по­мещение, большею частью служив­шее кладовой — Костромская, Ниже­городская губернии), в подызбице — подвале под избой (Пензенская губ.), на чердаке (Закарпатье), в «клуне» (Гродненская губ.), на гумне (Мин­ская губ.), в овине у белорусов, в стодоле •— у украинцев, в хлеве, овечьем хлеве (Казанская, Тверская, Витебская губернии), в особой гор­нице или неотапливаемой избе (Перм­ская, Ярославская и другие губер­нии).