{::Введение ::}

Атрибуты   участников   свадьбы

Обязательный атрибут дружки — плеть «(рус)., бизун (бел.), красиво украшенные (рис. 16). Плеть дружки могла быть с рукояткой, окованной медью с узором. Ремень был нередко украшен бляхами, обвешан погре­мушками — бубенцами (Кривошап-.кин, 1865, 101). Дружко все время действовал плетью: став на лавку, хлопал ею по воздуху, потрясал ею, крестообразно помахивал — прово­жая и встречая свадебный поезд, крестил дорогу, бил по полу, по двери в клети, в которую отводили молодых, по подушкам, на которые усаживали молодых и т. д. Все это вместе с пистолетной и ружейной стрельбой, звоном колокольчиков и другими шумами имело, явно апо­тропейное значение. Дружко кон­цом кнутовища снимал покрывало с невесты, подавал кнутовищем по­дарки невесты. Плетью дружко хло­пал — «наводил порядок», желая освободить    место    около    невесты.

Вместе с тем было и другое значение плети — карпогоническое {Крюкова, 1947, 191; Назаров, 19296, 192). Удары плетью невесты как бы стимулировали ее плодовитость. На­конец, третье значение, которое при­давалось плети, — символ подчине­ния жены мужу. Последнее надо рас­сматривать как относительно позднее переосмысление обряда в процессе его   трансформации.

Дружко, поравнявшись с повоз­кой невесты, ударяя по подушке плетью, говорил жениху: «Вот так ее бей дома». Жених в свою очередь ударял ее плетью по плечам (Ря­занская губ.; Мансуров, 1930, 9). Плеть, символ подчинения, фигури­ровала в руках отца, который пере­давал дочь будущему зятю, и жених в течение свадьбы не раз «учил» будущую жену. Когда сажали невесту на  подводу,   чтоб    ехать    к  венцу, жених ударял кнутом по воротам, по объяснению  крестьян,   чтобы   буду­щая  жена   его   боялась   (Мелихово, Рязанская губ.; Мансуров, 1928, 27). На Украине был в употреблении своеобразный трезубый (или. шести зубый)      жезл — маршалок,      мар пылка — в качестве атрибута дружки или старосты. Один из старост, хо­рунжий, шутник и весельчак, к на­чалу того или иного действия пода­вал  знак марпплкою — деревянным трезубцем, ручка которого была об­шита кожею, а ремень украшен разно­цветными   петушиными   перьями   и бубенчиками  (Весглля,   19706,   131). На Волыни сват|молодого имел мар шалок    (висевший   на   его    правой руке) — ветку вишни с тремя отрост­ками, украшенными бумажными цве­тами, стрхчками и колокольчиком, из­дававшим звон (Вес!лля, 19706, 46). Этот жезл, которым давал распоря­жения    сват,    весьма     напоминает украинское гильце, или вильце, со­стоявшее из ветки вишни или яблони с тремя отростками, украшенной цве­тами и лентами. Это сходство с виль-цем может свидетельствовать о кар-погоническом   значении   маршалка; вместе  с   тем  другая  его   функция сходна с функциями плети дружки, т. е. маршалок выполнял и апотропей-ную роль (звон колокольчика и т. д.) Вместо плети иногда пользовались палкой,   посохом.   Палкой,   как   и. плетью, как бы благословляли двери в доме жениха и саму невесту (Сум-цов, 1881, 95). Вместе с тем этот ат­рибут имел знаковый характер: был знаком полномочия свах, сватов, ста­рост.   Украинские   старосты   обяза­тельно имели свои «цшки», которые, по сведениям XVIII—начала XIX в., вручал   им   сам   жених   (Здоровега, 1974,  65).  Посохи,  трости особенно

лениями, эти образы в прошлом несли, по-видимому, охранительную функцию, имели благожелательное значение.