{::Введение ::}
Атрибуты
участников свадьбы
— молодые его «расшивали», а затем вырывали
друг у друга кужмку. У кого она останется, тот якобы будет верховодить в доме. Если она доставалась молодому, то он переламывал
ее, но иногда уступал ее молодой. В первое
время супружества кужшка (куж1ль) служила прялкой для молодой (с.
Берегово Хустский округ; Крупянская, 1946).
Свечи
были необходимы не только для церковного венчания, но и для обрядов, совершавшихся дома, особенно у белорусов и украинцев. Жених-набирал себе,
кроме дружек, поддружного, свата и
светилок. Обязанность светилок — держать меч и крест, воткнутые в пучок
васильков или других цветов с восковой свечою. Свечи играли существенную роль в белорусском обряде злучения маладых. Существовал обряд дзелатъ свечу
(специально для злучения), который совершал крестный отец жениха в
присутствии родственников. Свечи втыкали в булку, ставили перед караваем и
зажигали. Причем огонь для них высекал
кремнем старший дружко. Брат брал свечи и просил благословения
«маладую на посад заващ». Для поджигания
волос молодой брал громничную свечу, изготовленную на громницу — сретенье.
Считалось, что она обладает чудодейственной силой, якобы отгонявшей ведьм (Шейн,
1902, 156— 157). Роль огня (как и воды) в восточнославянской свадьбе
большая, с ним связана различная символика, в частности очистительная и
апотро-пейная, которая выражена достаточно ясно. Свечи в обряде злучения
молодых имели и соединительное значение, а также играли важную роль в церковном венчании. Венчальные
свечи берегли и употребляли в особых случаях, например во время болезни детей
(Юрьевецкий у. Костромская
губ.; Маслова, 1940).
Ряженье
Особый вид ряженья —
ряженье на свадьбе — сложное явление, требующее специального изучения, что не
входит в задачи данной работы. Остановлюсь кратко на этом явлении (поскольку
оно связано с одеждой), обязательном на свадьбе у всех трех восточнославянских
народов. Чаще всего рядились после брачной ночи. Оно заключалось в переодевании
женщин в мужчин и мужчин в женщин; надевали также вывороченные шубы, изображая
животных, цыган, нищих и т. д., и под гармонь с песнями и плясками отправлялись
из дома молодого к родителям молодой
на блины. Часто «марались» сажей. Е. Г. Кагаров считал, что мазанье сажей,
которая бралась из домашнего очага, имело карпогониче-ское значение и значение
приобщения к домашнему очагу. Но надо отметить, что маранье сажей часто
заменяло маски, которые было значительно труднее сделать. К. Д. Логиновский так
писал о ряженых на масленицу в Восточной
Сибири: маскарадный костюм состоял из шубы, вывернутой шерстью вверх, и
берестяной или бумажной маски собственного изготовления, «за неимением таковой
лицо намазывали сажей и подвязывали бороду» (Логиновский, 1902, 187).
Таким образом, сажа являлась как бы упрощенной
маской. Думается, что и в свадебном ритуале мазанье сажей могло
заменять маску. Сходство свадебного ряженья с календарным ряженьем
очень велико.
На свадьбе рядились
животными. Так, например, один из дружек (Ка-лязинский у. Тверская губ.)
рядился теленком, и молодая должна была его
поить молоком (Шейн, 1900, 639); рядились также медведем, конем. Возможно, что обряд вывод коня девушками
на грязовецкой свадьбе (выход девушек с деревянным или гипсовым коньком)
являлся уже трансформацией старинного ряжения конем (Вологодская губ.; Материалы,
1926, 142).
|