{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

в. и покупным (фабрич­ным),  но там,  где в какой-то  мере сохранялось ткачество,  обязательно использовали холст. Шили все «хол-стовое». Особый способ кройки при этом состоял в том, что не пользова­лись   ножницами,   а   рвали   холст, шили на руках, швейные машины не использовали.  Шитье также испол­нялось особым способом: обязательно вперед (а не назад) иголкой. До сих пор   (в   отдельных   местах),   когда шьют одежду для умершего, «назад не   ступают»   (Архангельская   обл., Каргопольский р-н; Дурасов, 1979). В Костромской губ. шили с изнанки, стежками  (а  не  «втачку»,  не  «вза-хват»),  узлов не делали, иначе по­койник якобы придет за кем-нибудь из    семьи   (Смирнов   В.,   1920,   9). Так же считали крестьяне Саратов­ской  губ.   Было  принято  шить  от себя   (от  себя  строгали  доски  для гроба)  (Зеленин,  1916,  1252).

На Украине сорочку для умершей молодой женщины вышивали более старым способом: вышивка шла по верху ткани, и изготовляли пряжу для сорочки с помощью веретена, а не самонряхи (Милорадович, 1897, 167;  Гнатюк,   1912,  308).

Считалось, что умерший мог по­вредить живым, поэтому стремились предохранить не только людей, но скот и урожай. Для этого в Киевской губ. (в середине XIX в.) после выноса тела хозяина дома завязывали ворота красным поясом, чтобы за хозяином не пошла и «худоба» (скотина). По­ясу,   особенно   красному,   придава­лась,   видимо   охранительная   сила, что  видно  и  из  других   обрядов К Одежду умершему одевали не так, как  живым.   Например,   онучи   за­вертывали не в правую,  а в левую-сторону, оборы скрещивали не сзади, как обычно, а спереди. Особенность погребальной   одежды   заключалась в  ее покрое и  устройстве деталей. Она  сохраняла  старинный  покрой, как правило, повторяла фасоны, дав­но вышедшие из быта. Старые люди тяготели   к   формам   одежды   своей молодости или своих родителей. Ру­баху «на смерть» стремились сшить-цельной — без подставки. У украи­нок  такая  сорочка  называлась  до-дшьной, а не на станку, до пвдточки т.   е.    с   подставой    (Червяк,   1927,' 116). Рукава рубахи чаще шили без. обшлагов и без брыжжей —- оборок, которые  были  сравнительно  новым явлением.     Характерен    старинный обычай в качестве застежек исполь­зовать завязки. Рубашка, надеваемая «на   смерть»,   не   застегивалась   ни на запонки, ни на пуговицы, а завя­зывалась тесьмой или гарусом (Ря­занская губ.; Лебедева Н., 1929, 5). На Украине умершим женщинам не­застегивали сорочки на запонки,  а пользовались завязками, как и при венчании   (Волков   Ф.,   1916,   640). Старинных форм одежды особенно-придерживались  старообрядцы.  Ав­тором зафиксирована смертная одеж­да старообрядцев бывш. Олонецкой, Пермской   губерний   и     Сибири —' Забайкалья.    В    Каргополье    (Оло­нецкой губ.) женский комплекс со­стоял   из   рубахи   туникообразного прямого покроя (в то время как рас­пространенным типом рубахи в XIX начале XX в. была поликовал руба­ха—с плечевыми вставками) и широ-колямошника — широкопройменного. Cарафана, который носили в старину, а в конце XIX—начале XX в. другие фасоны сарафана или город­ское платье (состоявшее из юбки и кофты) вытеснили его из быта. Широкопельный (широколямошный) сарафан из синей ткани оставался преимущественно у старообрядцев в качестве моленной одежды (рис. 20, 21). Погребальный сарафан, как и другую одежду, шили из белого хол­ста.