{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

Курской губ., которые не свивали в саван умерших, в противополож­ность соседним русским (Зеленин, 1915,  663).

Вероятно,   значение   савана    как замены   верхней   одежды — явление. Древнее. Но, по данным конца XIXначала XX в., в ряде мест одевали и верхнюю одежду. Так, например^ в Вологодской губ. одевали сначала верхнюю одежду — «оболочку», а по­том уже — саван (Иваницкий, 1890, 115). В украинских материалах о по­гребальных обрядах нередко упоми­наются свитка, жупан, корсетка, киптарь и т.  д.

На Европейском Севере специфи­ческой частью погребального комп­лекса одежды мужчин и женщин был куколь — род мешкообразного го­ловного убора из холста, который одевался под саван (рис. 22). О по­гребальной одежде говорится в при­читаниях, распространенных в XIXначале XX в. в восточнославянской погребальной  обрядности: Босыми никогда не хоронили. Обу­вали в чулки, башмаки, чаще всего сшитые из сукна, холста или завер­тывали ноги в ткань или же оберты­вали онучами и одевали лапти. По­следнее было особенно распростра­нено в центральных русских губер­ниях и у белорусов. Крестьяне, при­держивавшиеся старины, вне зави­симости от состоятельности, одевали умершему новые лапти. ' Обували лапти даже тогда, когда при жизни человек их не носил (Нижегородская, Костромская, Владимирская, Перм­ская и другие губернии). ; Сапоги в домовину не клали, считая их «мод­ными»: «на том свете», как говорили, •«моды не надо» (Завойко, 1914, 93). Правда, в Олонецкой губ. (Петро­заводском, Олонецком, Повенецком уездах) иногда хоронили в сапогах, при этом выдергивали железные гвоз­ди из обуви или же надевали сапоги, сшитые только дратвою (Куликов­ский, 1894, 9). Одной из причин, по которой украинцы обували умерших в постолы (мягкие кожаные туфли, собранные на ремешке вокруг ноги), а не в чоботы или черевики, было то, что в последних много «зелеза» (гвоз­дей) и «на том свете» в них тяжело будет ходить 3. Если одевали чере­вики или «жолтие чоботи», то без подковок (Гнатюк, 1912, 257, 329). Есть свидетельства о том, ""что кожа­ную обувь нельзя одевать умершему (Виноградов Г., 1918, 27). Возможно, что здесь имелась в виду обувь на гвоздях.

Следует вспомнить об изготовле­нии домовины без железных гвоздей. Наиболее старый тип домовины — это долбленая колода — сохранялся главным образом у старообрядцев. В конце XIX—начале XX в. пре­обладали уже дощатые гробы. В не­которых местах доски домовины скре­пляли   деревянными   гвоздями   или связывали углы лыком и новыми веревками (Костромская губ.; Смир­нов В., 1920, 11; Пермская губ.; Бо­гословский, 1924, 75). Не употреблять металлические, особенно железные, предметы — обычай, вероятно, вос­