{::Введение ::}

Роль одежды в погребальных ж родильных обрядах

ходящий к глубокой древности. Пока фактический материал о нем еще недостаточен и противоречив. Этот обычай как бы перекликается со свадебными обычаями, о которых го­ворилось в предыдущей главе: не надевать металлические украшения, запонки при венчании. В Лубенском у. Полтавской губ. умершей женщине одевали очинок, не закалывая его иголкой, как при жизни, — «от зглазу» (Милорадович, 1897, 167). В Юго-Западной Украине, наоборот, отмечен обычай втыкать иголки в одежду умершего, с целью охраны его от других мертвых (Гнатюк, 1912, 329). Здесь иголки играли ту же роль, что и на свадьбе.

Шейный медный крест часто за­меняли деревянным или восковым. Исключением из всех металлических предметов (как и при венчании) были деньги — медные, серебряные, ко­торые клали в домовину или бросали в могилу при опускании покойника; по словам информаторов, чтобы вы­купить умершему место «на том свете», или, чтобы отдать деньги за перевоз   через   огненную   реку.

Об украшениях упоминается в ук­раинских материалах. Женщинам оде­вали пацерки темного цвета (но не красное намисто) (Чубинский, 1877, 702). Кольцо, в котором венчался человек, одевали на средний палец руки; если не было такого кольца, то покупали (Червяк, 1927, 114). По сведениям из других районов, кольцо делали из воска или совсем не надевали. Украшения девушки были сложнее (об этом см. ни­же). Необходимо    упомянуть   о    роли меховой одежды в похоронных  об­рядах, Покойника обычно клали на солому,^ иногда   еще  и  на   кожух, который оставался лежать (волосом вверх)  в  переднем  углу  в   течение девяти дней. Так же делали на «со­роковины».   Душа  уме!Ш1ето  якобы приходила домой на кожух (Мило­радович,  1897,  167,  170).

Одежда на  похоронах-свадъбе

Погребальная   одежда   и   атрибуты молодых, особенно неженатых и не­замужних   людей,  отличалась свое­образием. Существовало представле­ние о том   что молодой парень или девушка обязательно должны были на «том свете» иметь жену или мужа и что без них им не будет там места. дш  представления  еще  держались У всех  восточных  славян  в  конце XIX-начале XX в. среди сельского населения  и похороны походили на свадьбу.   У украинцев  этот ритуал получил особое развитие.  Если по­венчавшиеся не успели отбыть вешл-ля, а кто-нибудь из молодых умирал, то погребали его как парня или де­вушку (Смирнов А., 1878, 686)

Девушку клали с распущенными волосами, как на свадьбе, с венком на голове; цветами украшали гроб, ставили две венчальные свечи (Перм­ская   губ.;   Карнаухов,    1848    57) Распущенные волосы и венец'- ха рактерные особенности умершей де­вушки-невесты повсюду. К украин­ской погребальной церемонии деву­шек присоединялись многие свадеб­ные символы и обряды. Собирались подруги - дружки  (распустив  свои волосы), расплетали и расчесывали волосы покойнице,   убирали  ее   го­лову   лентами,    одевали   венок   из позолоченного барвинка. У гуцулов один венок одевали на голову, бе. Отец, если ему не удалось спра­вить   сыну   свадьбу,    раздавал   его рушники  (Червяк,  1927,  118).  Если умершая   дочь   была   единственной, мать созывала ее подруг,  отворяла скрыню  и  раздавала  заготовленное приданое:   плахты,   корсетки  и  пр. (Чубинский, 1877, 709).!:В северных причитаниях   по   дочери   говорится о раздаче матерью на;вечное поми­нание об умершей «шелковы платочки заграничные», «алые ленточки», «ко­лечки золоченые», «сарафаны мелко­складные. . .» (Басов,