| 
                     
				  
{::Введение ::}
Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в
обрядах и обычаях
Одежде и другим предметам, имевшим практическое, а
вместе с тем ритуальное значение, были присущи и эстетические функции. Яркой и
праздничной была одежда на свадьбе (у русских во второй ее период), на
традиционных праздниках, а также при многих трудовых процессах. Большей
нарядностью и особыми чертами отличался костюм молодых женщин первого года замужества,
до появления первого ребенка. Возможно, что, кроме функций эстетического и
престижного характера, этому костюму была присуща символика плодородия.
 Большое значение имел цвет одежды, всегда
соответствовавший характеру обряда. Красной одежде и аксессуарам крестьяне
придавали, как видно из материалов, охранительное и продуцирующее значение.
Орнамент, украшения одежды в целом, атрибуты усиливали эту символику. 
(См. Приложение). 
Обязательное надевание во всех обрядах новой одежды
вызывалось желанием как можно лучше одеть участников того или иного обряда.
Возможно, что когда-то этому придавали   и  
охранительное   значение, подобно употреблению в'обрядах не-начатого
куска холста, не початой воды и т. д. 
Надевание
чистой одежды в определенных    случаях   
имело   .символический смысл — должно было соответствовать
нравственной  чистоте, необходимой,   по  
воззрениям   крестьян,   для  выполнения  
некоторых обрядов (при севе, опахивании и др.). Не все собранные
этнографические данные  можно   объяснить.   Неясно,
например, чем определялось табу на металлические  
предметы   при   венчании и погребении; каково значение
персонажа   ряженого   в   лохмотьях,
появлявшегося    в    восточнославянском
свадебном ритуале и др.  Противоречивость многих сведений, по-видимому,
объясняется сохранением хронологически разных пластов бытовой культуры или
региональными особенностями. 
Материалы о роли и символике одежды у восточных славян отражают
их большое сходство, можно сказать, единство у всех трех народов, что не
исключает особенностей, имеющихся у каждого народа, и региональных вариантов. 
Так, обычай кладки (в состав которой входила одежда
или деньги на нее) распространен был в XIX— начале XX
в. главным образом у русских. У украинцев и белорусов он был выражен
несравненно слабее — лишь немногие следы свидетельствуют о наличии его в
прошлом. Ряженье применялось у всех трех народов, но ряженье при погребальных
играх известно только украинцам (в XIX—начале XX
в. — на эграниченной территории, главным эбразом на юго-западе Украины).
Эдевание в зелень — обряд куста особенно характерен в Полесье у бе-торусов. В
родильных обрядах сохранение    пережитков   
кувады    (и 
связанное с ними переодевание
мужа в женское платье) зафиксировано на территории белорусов и в белорусско-русском
пограничье (Смоленский у.). 
Большей  
частью   не   содержание обрядов, а их выражение, характер
выполнения   отличались разнообразием   
и    этнической     спецификой. При общности
обрядов с прической и   переменой   головного  
убора   на свадьбе были отличия в их выполнении у русских, украинцев
и белорусов. Подрезание волос невесты у русских   в  
исследуемый   период  было символическим,  
у    украинцев   местами оно сохранялось. У белорусов
бытовало в форме подрезания и под-. жигания  волос.   Обряд —
расплете-ние косы,  ее выкуп и окручивание у  
русских   выполнялся   раздельно, 
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
				  
                  
 |