{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

окручивание   в   основном  соверша­лось в церкви или в доме молодого. У украинцев и белорусов этот обряд имел особенности: нередко выполня­лись все три элемента вместе и чаще в доме невесты перед отъездом в дом мужа. Прощание с косой, с красной красотой в качестве развитого эле­мента обряда, существовавшее у рус­ских (особенно на Севере), сопровож­далось олицетворением дивьей кра­соты, представлением ее (а также бе­лой кики) в образе живого существа. У украинцев и белорусов прощание с девичеством не развилось в столь сложный,  полный трагизма свадеб­ный этап. Причина коренилась, по-видимому,  в характере  семьи,  сте­пени  сохранности   в   ней   патриар­хальных   отношений,   сравнительно долго державшихся на Русском Се­вере, что содействовало сохранению установившихся традиций.

Одежда невесты в русском сва­дебном ритуале отражала довольно резкое деление свадьбы на две части — печальную и веселую, чего у украинцев и белорусов, как можно судить по имеющимся материалам, не наб­людалось. У русских одежда пер­вого и второго периода свадьбы имела свои особенности на юге и на севере. В южнорусских губерниях до венца невеста одевалась «но пе­чали», в траурную одежду, отлич­ную от последующей яркой и наряд­ной одежды молодухи. В севернорус­ских губерниях невеста была в «ху­дом» платье, надвинутом на глаза платке; терминология одежды сва­дебного периода отражала его тра­гедийный  характер.

Отвоз приданого у украинцев и белорусов совершался большею ча­стью вместе с отвозом самой моло­дой в дом мужа, в то время как у рус­ских это были два различных эле­мента  обряда.

В ходе изложения материала ав­тор отмечал общеславянские черты и некоторые параллели с другими народами, что обусловлено непосред­ственными контактами, культур­ными взаимовлияниями восточно­славянского населения с соседями. Однако это сложная проблема не могла быть освещена во всей своей широте и требует специального ис­следования. В XIX—начале XX в. неуклонно шел процесс трансформации обычаев и обрядов. Но коренные изменения в них произошли в советский период. Этот процесс протекал неравномерно в разных регионах и разных соци­альных группах. Интенсивность его зависела от ряда причин, в частно­сти, от степени развития капитали­стических отношений (в прошлом), урбанизации культуры и т. д.

В разные периоды Советской вла­сти обрядность развивалась по-разному   и   прошла   несколько   этапов: 1) от установления Советской власти до   начала   массовой   коллективиза­ции;  2)  с  начала  коллективизации до   Великой  Отечественной   войны, включая первые послевоенные годы; 3)  современный    период,     начиная с 1950—60-х годов (Сабурова, 1967в, 48—49).   Развитие  шло  не  одноли­нейно  (и не равномерно цо   регио­нам),  сначала  упрощаясь,   а  затем все более усложняясь. Уже в начале 20-х  годов  исследователи   зафикси­ровали значительные сдвиги в сто­рону   изменений    обрядности;    они оставили описания  семейных  обря­дов,  отметив особенности старой и новой   свадьбы   (Н.   И.   Гринкова, Н. И. Гаген-Торн, сб. Материалы по свадьбе  и  семейно-родовому строю народов СССР и др.).  В это время свадебный обряд значительно упро­стился.