{::Введение ::}

Некоторые итоги ж тенденции развития одежды в обрядах и обычаях

В 1940— 1950-х годах дожинки отмечали по производственным бригадам, сей­час они носят широкий обществен­ный характер. Праздник устраива­ется по окончании жатвы зерновых, льна, а на Украине еще и после уборки сахарной свеклы — «свята бу-ряковвдов» (Король, 1963, 65—71). Он стал праздником радости труда, успехов и достижений и сопровож­дается чествованием передовых лю­дей производства. Их венчают вен­ками из пшеницы, льна и цветов, хмеля, винограда, в зависимости от той сельскохозяйственной культуры, которую заканчивают убирать. Боль­шие венки приносят в правление колхоза, где работников встречают хлебом-солью на вышитом рушнике. Иногда праздник обжинки (на Ук-

 

Вместе с тем наблюдается и другой процесс: интерес к истокам куль­туры, обращение к местным тради­циям, использование при формиро­вании новой обрядности элементов традиционного ритуала. Преемст­венность поколений в восприятии лучших традиций народной куль­туры имеет воспитательно-нравствен­ное значение для молодежи. Про­явление местной творческой инициа­тивы в дополнении традиционными элементами основной структуры об­ряда придает обрядам этническое и локальное своеобразие. Если в прошлом в обрядах ужасное и смеш­ное было рядом {Громыко, 19756, 112), то теперь смешное, веселое по­лучило новое развитие, а ужасное постепенно   отмерло.

Изменилась символика одежды (и других материальных компонентов). Одни символы забыты, как забыты сами обычаи и обряды. Другие пе­реосмыслены и приобрели иное зна­чение, появились новые (как, напри­мер, красная косынка молодой вместо убора замужней женщины; исполь­зование красной ткани при похоро­нах, одевание национального кос­тюма, плетение венков из колосьев пшеницы, ржи на современных празд­никах урожая и т. д.) Ушли в прош­лое негативные стороны обрядов, унижавшие достоинство человека — обряды с «целошной» рубахой, за­паской, разувание мужа молодой, ар­хаические, порою вредные элементы родильных и других обрядов.

Вместе с тем ряд элементов ритуала,, магическая символика которых давно забыта, связываются с добрыми поже­ланиями и приметами. Если рели­гиозно-магические функции одежды заметно ослабли или вовсе исчезли, то эстетические функции имеют ог­ромное значение в современных обы­чаях   и   обрядах.

Использование яркого и красоч­ного костюма (где сохранился — тра­диционного или созданного как «вто­ричный элемент» бытовой культуры), разнообразных атрибутов, в том числе характерных произведений ме­стного искусства, создают особую праздничность обстановки и при­поднятость настроения в обрядах (особенно  на.   свадьбе).

В литературе, посвященной изу­чению современных обрядов, ав­торы уделяют значительное внимание их зрелищной стороне (Угринович, 1975, 33-35; Мазаев, 1978, 282-307). Признавая ценность и необхо­димость использования устнопоэти-ческих жанров, хореографии, сле­дует иметь в виду и материальные компоненты обрядов, которые при­дают им своеобразие, усиливают их художественно-эстетическую сто­рону   (Традиционные,   1981).

В заключение нельзя не отметить, необходимость дальнейшего изу­чения как прошлой, так особенно современной обрядности сельского населения (в намеченном в данной работе аспекте), что позволит сде­лать более широкие обобщения и выводы.