{::Введение ::}

Одежда в весенне-летних обычаях и обрядах

С севом связывалось представление о чистоте сеятеля как внутренней, так и внешней. Для начала сева выбирали мужчину с хорошей ре­путацией, благочестивого.. Перед по-

 

севом мылись в бане, надевали чис­тое  белье,   платье,   стол   застилали чистой скатертью. К севу готовились в   торжественной   обстановке — мо-.   лились, выполняли ряд магических актов, как бы стимулировавших бу­дущий  урожай:   клали  яйца  в   се­валку, подбрасывали их (чтобы рожь и пшеница выросли высокими), на­конец, сеятель съедал их на пашне. При посеве затыкали топор за пояс, что имело в далеком прошлом, по-видимому,   охранительное и проду­цирующее значение (Зеленин,  1931, 728; Даркевич, 1961, 91—101).

Более всего сведений относится к посеву  льна  и конопли. Когда шли сеять лен, надевали новую льняную рубаху.  При посеве конопли муж­чины   надевали   посконные    штаны или же в штанах держали семена для посева. Видимо, это отражено в ря­занской поговорке: «Сей лен — спра­шивай    рубаху,     сей    конопель — спрашивай порты» (Мансуров, 1929, 17).

По данным середины XIX в. из Жиздринского у. Калужской губ., семена конопли насыпали в замаш-ные штаны (которые несли на плече), для того чтобы посконь (замашка) была крепче. После посева штаны вывешивали в амбаре высоко на крюке, где они висели до уборки конопли, с той целью, чтобы на­сыпать коноплю в закрома с вер­хом.

По украинским материалам,  лен сёяли в день Константина и  Елены; считалось, что посеянный в этот день лен уродится  очень хорошим,   осо-. бенно если сеять из фартука (Чубин-ский, 1872, 185). То же отмечено на Брянщине (в начале XX в.): при по­севе льна хозяин надевал женский фартук,   в   который   клал   семена, чтобы лен был длинным; жена шла с ним, одетая во все красное (Лебеде-

День первого выгона скота в поле в егорьев день (иногда раньше или позже — в зависимости от географи­ческой  зоны)  считался праздником. На   Севере   (Олонецкая   губ.)   этот день имел огромное значение  (скот после долгого зимнего стояния, на­конец,     выгоняли    на    подножный корм).    Все    «забасятся» — наденут лучшие рубахи,  сарафаны,  подолы. Особенно большое внимание уделя­лось  одежде молодух  первого  года замужества. Молодуха надевала ру­баху — подольницу,       украшенную по подолу широкой полосой вышив­ки или тканого узора,  сверху кото­рой,    под    сарафан,    надевала   не­сколько (до пяти подолов) холщовых юбок,   почти   сплошь   затканных   и вышитых      разноцветным     гарусом (рис. цвет.). Молодуху, появившую­ся на сгоне,  односельчанки внима­тельно осматривали, поднимали подол сарафана — судили об искусстве хо­зяйки.  Существовал  обычай,  чтобы нарядно одетая молодая шла на ре­ку за водой — от этого коровы буд­то бы должны были лучше доиться (Маслова,  1950,  11—16).

Девушки в Белоруссии на егорьев день надевали также самую лучшую одежду (шерстяные юбки домашней работы, гарсеты и передники, в ко­торых преобладал красный цвет, верхнюю одежду и ожерелья), соби­рались на улице, где встречали на­рядно одетых парней, и прогулива­лись с ними вдоль деревни (Шейн, 1902,  169).