{::Введение ::}

Одежда в весенне-летних обычаях и обрядах

Дак вялым бяленъку!                                                     ;

(Доброеолъспий, 1903, 198)

Как считают исследователи, белый цвет одежды в народном восприятии был цветом потусторонних существ (Померанцева,  1978, 45).

Одежда, прическа в ряженье ру­салками соответствовали имевшимся у крестьян представлениям о ннх. Атрибуты — плетка,   жгут   (как   и в   других   видах   ряженья)   имели четко  выраженный продуцирующий характер, первоначальный смысл ко­торого,  видимо,  в  конце XIX—на­чале XX в. не осознавался. Карно-гоническое   значение   ударов   плетя подтверждают  слова   украинских  и белорусских песен, где упоминается «житяная луга»,.сплетенная из ржи, и размахивание ею якобы   содейст­вовало   урожаю   хлеба   (Ефименко, 1869, 84). В белорусской новогодней песне  говорится об Илье,  который «. . .неся   пугу   житяную,   где   за- Русалка представлялась чаще в об­лике человека. В Зарайском у. Ря­занской   губ.,   русалку   изображала девушка, в одной рубахе,  с распу­щенной косой; ее прогоняли в рожь, где она пряталась, после чего счи­талось,   что   русалку  проводили,   и можно   везде  ходить  смело   (Шейн, 1900, 367). В Данковском у. той же губернии  молодые  женщины  и  де­вушки (во вторник на русальной не­деле)  рядились  в  мужской  костюм или   снимали   одежду,   оставаясь   в одних   рубашках,   с  распущенными волосами.  Изготовив  плети,   уходи­ли в поле, где плясали, водили хоро­воды, а на обратном пути нападали на   встречных   мужчин  и   били  их плетьми (середина XIX в.; Зеленин, 1916, 1168). Д. К. Зеленин   считал, что   русальские   обряды   были   на­правлены на изгнание русалок  (по его мнению — заложных покойниц), чтоб они  не вредили людям, посеву и скоту. Н. П. Гринкова более пра­ва, полагая, что эти обряды были не только   выживанием   «нечистой   си­лы», но были связаны также с пере-: житками культа умирающего и вос­кресающего     божества     (Гринкова, 1947, 183—184). В южных губерниях эти обряды были наиболее развиты (похороны  русалки,   Ярилы,   Кост­ромы,    Кострубоньки,    кукушки  и т. д.) и носили продуцирующий  ха­рактер. Считалось, что русалки, если их почитали, оберегали поле (Чубин-ский, 1872, 156). По народным  пред­ставлениям, там, где русалки «бега­ли  и  резвились,   там  трава  растет гуще  и  зеленее,   там хлеб  родится обильнее» (Максимов, 1903). Он при­вел сведения из Елатомского у. Там­бовской   губ.:   молодые    мужчины, накрывшись  холщовой тканью или мешковиной, изображали русалок — прятались во ржи, поджидая деву­шек  и  молодых  женщин,   стремясь махне, жита расте. . . а у поли ядром, а у доми добром!» (Романов, 1912, 126).