Заселение земли человеком

{::Введение::}

Книга Карла Линнея «Система природы»

была предпринята первая попытка создать периодизацию культур первобытного общества ранцузский археолог Эдуард Ларте выделил эпохи по названию животных, кости которых находили рядом с каменными орудиями: век зубра, век мамонта, век северного оленя и век пещерного медведя. Предложенную Ларте периодизацию конкретизировал в 1862 г. Дж. Леббок: наиболее древний период истории человеческого общества, когда в употреблении были каменные орудия, он назвал древнекаменным веком — палеолитом. Далее следовал неолитический период: по всему миру распространилась новая техника обработки камня — шлифовка,    появилась   глиняная   посуда   и    т.    п.

За неолитом следовал век металла. Хронологическая схема Леббока принята современной археологией. Дальнейшие уточнения периодизации палеолитической культуры сделал французский археолог Габриэль Мортилье. Он внимательно исследовал технику обработки каменных орудий и выделил ориньякский, салютрейский и мадленский типы инструментов, которыми пользовались люди Европы 40—12 тыс. лет назад. Так как при раскопках орудия лежали в слоях, наиболее близких к поверхности, они получили название верхнепалеолитических. Но были обнаружены и орудия другого типа — ручные рубила, обитые с двух сторон, скребла, они лежали в нижних, более древних слоях и были названы шелль, ашель, мустье или нижнепалеолитическими горизонтами,    нижнепалеолитическими     культурами.

История изучения древнего прошлого человека— это борьба научных взглядов и мнений: с одной стороны, естествоиспытатели, геологи, археологи, зоологи, палеонтологи, выражавшие материалистические идеи, а с другой — сторонники идеалистических теорий о происхождении человека, представители буржуазной реакционной науки.

Теории Ч. Дарвина были подготовлены трудами его предшественников: идеями трансформизма Ж. Ламарка, геологическими исследованиями Ч. Лайеля, археологическими изысканиями Буше де Перта. Дарвин собрал большой фактический материал из различных областей естествознания, который позволил ему показать, что человек является частью животного мира. Правда, в вопросе перехода от животного состояния к человеческому Дарвин оставался на позициях трансформизма, представляя этот переход как плавный процесс.

 

На самом нее деле возникновение человека явилось резким перерывом постепенной эволюции органического мира, которое привело к качественному изменению состояния органической материи. Процесс становления человека был не обычной формой образования нового биологического вида, а качественным скачком, который выразился в возникновении человеческого общества. История развития человека, человеческого, коллектива, общества, начало социальной истории ознаменовалось появлением трудовых процессов. К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо указывали, что «первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не только в том, что они мыслят, но и в том, что они начинают производить себе средства' к существованию». На протяжении всей дальнейшей истории человечества труд был постоянным фактором прогрессивного развития человечества. Примитивная социальная организация древнейших людей принципиально отличалась от стада животных способностью к производству.

Следующий этап развития и углубления исторической периодизации, основанный на изучении накопленного фактического материала, можно проследить в  трудах В. И. Ленина.