{::Введение ::}

Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством

козы, кобылки, медведя-человека, окутанного с ног до головы горохо­вой соломой), он обходил хаты, где разыгрывались различные драмати­ческие сценки. Хозяева просили Ма­ланку присесть, «щаб усе добро са­дилось» (Яцемирский, 1914, 64).

Ряженье было основным развле­чением молодежи. Святочные игри­ща — одна из самых веселых форм проведения праздников в селениях. Но вместе с тем многие.исследовате­ли пишут и о том, что со второго дня рождества до крещенского со­чельника вечера назывались «страш­ными», когда, как считалось, на­ступал разгул «нечистой  силы».

Ряженье на Руси засвидетельство­вано документами XXI вв. и позд­нее; церковь пыталась бороться с ним, но оно продолжало бытовать в деревне в измененной форме, дожив до наших дней.

Ряженых называли окрутники, нарядчики, шуликоны, халявы, кудес­ники. Ряжение на святках (как и на масленицу) можно подразделить те­матически: 1) животными; 2) по­койниками; 3) «нечистой силой»; 4) персонажами бытового характера. Основные зооморфные образы вос­точнославянского ряженья — конь (кобылка), бык, медведь, коза, журавль, гусь, курица. Вывернутый полушубок (тулуп, кожух) — уни­версальный способ ряженья во всех играх. Изображая курицу, козу, на­девали полушубок, на ноги — другой (в рукава продевали ноги), скрепляли у пояса веревкой. К шапке парня,

 

койника», к нему насильно тащили девушек,   чтобы   они   целовали   его в лицо (Завойко, 1917, 24). По дру­гому  варианту  «покойника»   сопро­вождал  мужчина,   ряженый  попом, в ризе из  рогожи, в камилавке из сахарной бумаги, с кадилом из лап­тя или глиняного горшка.   За ним шел дьякон с косицей,  в  кафтане, затем — плакальщицы в темных са­рафанах   и   платочках,   а   далее — толпа «родственников».  «Отпевание» состояло из самой  отборной   брани, после чего девушек заставляли   це­ловать «покойника».

изображавшего   козу,   прикрепляли рога, сплетенные из лозы или соло­мы. Применялась и ткань — холст, дерюга, например, для ряженья ко­нем (его играли два—четыре парня), козой.  «Одеяние» козы  (или козла) иногда   составляла   холщовая   рас­пашная рубаха, накинутая на голо­ву (Бессонов, 1871, 97). У белорусов, для которых, как и для украинцев, характерной чертой святочного  ря­женья было хождение с козой, один из ряженых  в  вывернутом кожухе изображал   горбатого   деда   с   пал­кой, вместе с молодичкой  (парнем, наряженным   в   женское   платье — в   андарак,  шнуровку) в сопровож­дении толпы он водил козу по хатам. У    украинцев    козу    прикрыва­ли картатаю — клетчатой   девичьей плахтою,   на   шею   повязывали   на-миста и строчки,  а между деревян­ными рогами  укрепляли колоколь­чики.   Сопровождавший  козу  поча-туха  (запевало) с длинной бородой из  пакли  подгонял   ее   соломенной пугой — плетью (Курочкт, 1978, 8). Слова белорусской песни вскрывают аграрно-продуцирующие      значение ряженья животными:

Дзе коза ходиць, Там жито родзицъ, Дзе  коза хвостом, Там жито кустом, Дзе  коза   ногою, Там жито копою, Дзе коза рогом, Там жито стогом. . . (Карский, 1916, 131)

1[2]34