Заселение земли человеком

{::Введение::}

Книга Карла Линнея «Система природы»

, пещера Баин-Хара), которые, однако, аналогичны по стилю и сюжетам всем остальным забайкальским красочным писаницам.

Сюжеты рисунков Манхан-Сомона, образы, занимавшие воображение древних художников, резко отличны от петроглифов Забайкалья и даже других памятников Монголии. Здесь есть фигуры антилоп и горных баранов, но нет изображений настоящих горных козлов, сибирских козерогов; сохранился великолепный рисунок двугорбого верблюда, исполненный, так же как и другие рисунки, в архаической технике — краской. Нет среди рисунков пещеры и благородного оленя, марала, «скифского оленя», вместо него — рисунки быков, а также странных птиц, похожих на страусов или дрофу, и, наконец,' что совершенно неожиданно, рисунки слонов. Настоящие слоны с бивнями и хоботом! Не встречаются нигде больше в Монголии рисунки типа «елочек», а также серии условных знаков и парциальных    изображений    в    виде    стилизованных рогов, бумерангов и других загадочных знаков, представленных росписями Хойт-Цэнкер-Агуй.

Перед нами раскрылся яркий, своеобразный историко-культурный и художественный мир, предстали иные, чем встреченные нами ранее, при изучении памятников древнего палеолитического искусства Сибири и Центральной Азии, эстетические традиции искусства Монголии. Эти традиции самые древние и архаические из всего, что мы знаем теперь в Центральной Азии и соседних с нею областях Азиатского материка.

Искусство древних мастеров Хойт-Цэнкер, реалистическое и анималистическое в основе, по всем характерным чертам и идейной сущности обнаруживает ближайшее родство с творчеством палеолитических художников, и направленность у этого искусства родственная с западноевропейской — охотничья магия.. Как и их современники на западе Европы или   в   Мальте   и   Бурети   в  Сибири,   они   рисовали на стенах пещерных ниш слонов, страусов, антилоп, оленей,— словом, весь окружающий их животный мир с единственной целью: магическими способами обеспечить изобилие зверей, а следовательно, сытую жизнь.

Подобно палеолитическим охотникам Западной Европы, они прятали свои рисунки от чужих глаз в самых отдаленных, потаенных уголках пещеры, там, куда не проникает свет солнца и господствует вечная полутьма или тьма.

О том, что рисунки Хойт-Цэнкера были оставлены человеком доледниковой или послеледниковой эпохи, свидетельствуют не только геологические данные, но и богатые палеолитические памятники в долине реки Хойт-Цэнкер.

С замечательными древними росписями пещеры Хойт-Цэнкер, древнейшими памятниками изобразительного искусства и художественной деятельности обитателей Центральной Азии, какие нам известны сегодня, а также с остатками галечной культуры каменного века Монголии связана еще одна большая проблема древнейшей истории Азиатского материка.

Как установлено работами советских исследователей, для каменного века Средней Азии, Монголии и отчасти Сибири характерно широкое применение галек и специальных приемов в технике изготовления каменных орудий. Эти области Азии взаимно связаны ранним и широким развитием техники леваллуа, которая, в свою очередь, находится в генетическом родстве с примитивной галечной техникой обработки камня. Например, анализ многочисленных серий нуклеусов из разных местностей и памятников каменного века Монголии, а также соседних областей Сибири (Алтай, Тува, Забайкалье), где наблюдаются галечные нуклеусы и нуклеусы леваллуазских


. скачать форекс браузер