{::Введение ::}

Траурная и погребальная одежда восточнославянских народов

Более поздние рубахи, бытовав­шие во второй половине XIX— начале XX в., отличались от выше­описанных по материалу, покрою и орнаментации. Они сшиты на пря­моугольной кокетке с высоким стоя­чим воротником, с пышными корот­кими рукавами. Кокетка и рукава изготовлялись из белого коленкора, пестрого ситца, подол — из кумача или ситца, иногда из тонкой льня­ной ткани. Рубахи обычно вышива­лись по вороту, планке переднего разреза и по подолу. Среди рубах этого типа особенно интересны по-косницы из Пошехонского у. Яро­славской губ. В собрании музея име­ется 3 таких рубахи и 10 подолов к ним 208~209. Подолы рубах орнамен­тированы   по-разному.   Одни   украшены широкими полосами красного браного тканья, перемежающегося узенькими полосками зеленого, жел­того, синего, белого цветов, другие — вышивкой цветной шерстью или бу­магой по кумачу или белому холсту тамбурным швом. Орнамент такой вышивки обычно растительный: гир­лянды цветов или пышные вазоны часто в окружении птичек. Рубахи, вышитые по подолу тамбурным швом, появились в крестьянском быту Ярославской губ. в начале XX в., сменив собой рубахи, орна­ментированные браными полосами210, В собрании музея имеются также и костюмы, состоящие из рубахи и бе­лого передника. Такой костюм был привезен из Костромской губ. Т. А. Крюковой в 1952 г.211 В Шен­курском у. Архангельской губ. быто­вали также сенокосные костюмы, со­стоящие из рубахи и тонкой хлоп­чатобумажной   юбки212.

В музее хранится также полный костюм, надевавшийся на сенокос и жатву жительницами Теблешской вол. Бежецкого у. Тверской губ.213 Комплекс предметов, связанных с весенне-летней обрядностью, в соб­рании музея представлен большой группой предметов, главным образом из русских деревень. В 1924—1925 гг. в музей поступила «кукушка» — не­большая соломенная кукла в жен­ской одежде, лежащая в небольшой коробке. В 1914 г. девушки д. Боль­шое Натарово Жиздринского у. Ка­лужской губ. в день вознесения во­дили с ней хороводы214. Большую ценность представляет группа экспо­натов, связанных с семицкой обряд­ностью, из сел Оськино и Большая Верейка Воронежской губ.215 Вещи из с. Большая Верейка поступили в музей в 1936 г. от Н. П. Гринко-вой. Они использовались в обряде вождения   русалки,   проводившемся

 

подносили на голове хозяину полж после  дожинок.

Комплекс   предметов,    связанных с   зимним   циклом   обрядов,   пред­ставлен в музее святочными масками: и рождественскими звездами. Святоч­ные маски из коры, дерева, меха име­ются из русских деревень Архангель­ской, Енисейской губерний, Алтай­ского края, из украинских сел По­дольской    губ.220     Большая    часть-масок — антропоморфны, две маски, козы.

Из  предметов,   «предохранявших»-от   мора   скот,   наиболее   интересен так называемый обыденник — поло­тенце, вытканное за один день жен­щинами  белорусского  с.   Теребено» Пинского у. Минской губ.221 Он был сделан для предохранения скота от мора и висел на переносной иконе в церкви.  Это — длинное белое по­лотенце,    затканное    узкими   крас­ными полосами, число которых равно числу принимавших   участие  в  ра­боте  женщин.