{::Введение ::}
Траурная
и погребальная одежда восточнославянских народов
Более поздние рубахи, бытовавшие во второй половине XIX— начале XX в., отличались от вышеописанных по
материалу, покрою и орнаментации. Они сшиты на прямоугольной кокетке с высоким
стоячим воротником, с пышными короткими рукавами. Кокетка и рукава
изготовлялись из белого коленкора, пестрого ситца, подол — из кумача или ситца,
иногда из тонкой льняной ткани. Рубахи обычно вышивались по вороту, планке
переднего разреза и по подолу. Среди рубах этого типа особенно интересны
по-косницы из Пошехонского у. Ярославской губ. В собрании музея имеется 3
таких рубахи и 10 подолов к ним 208~209. Подолы рубах
орнаментированы по-разному. Одни украшены
широкими полосами красного браного тканья, перемежающегося узенькими полосками
зеленого, желтого, синего, белого цветов, другие — вышивкой цветной шерстью
или бумагой по кумачу или белому холсту тамбурным швом. Орнамент такой вышивки
обычно растительный: гирлянды цветов или пышные вазоны часто в окружении
птичек. Рубахи, вышитые по подолу тамбурным швом, появились в крестьянском быту
Ярославской губ. в начале XX
в., сменив собой рубахи, орнаментированные браными полосами210, В
собрании музея имеются также и костюмы, состоящие из рубахи и белого
передника. Такой костюм был привезен из Костромской губ. Т. А. Крюковой в 1952 г.211 В Шенкурском
у. Архангельской губ. бытовали также сенокосные костюмы, состоящие из рубахи
и тонкой хлопчатобумажной юбки212.
В музее хранится также полный костюм, надевавшийся на сенокос
и жатву жительницами Теблешской вол. Бежецкого у. Тверской губ.213 Комплекс
предметов, связанных с весенне-летней обрядностью, в собрании музея
представлен большой группой предметов, главным образом из русских деревень. В
1924—1925 гг. в музей поступила «кукушка» — небольшая соломенная кукла в женской
одежде, лежащая в небольшой коробке. В 1914 г. девушки д. Большое Натарово
Жиздринского у. Калужской губ. в день вознесения водили с ней хороводы214.
Большую ценность представляет группа экспонатов, связанных с семицкой обрядностью,
из сел Оськино и Большая Верейка Воронежской губ.215 Вещи из с.
Большая Верейка поступили в музей в 1936 г. от Н. П. Гринко-вой. Они использовались
в обряде вождения русалки, проводившемся
подносили на голове хозяину
полж после дожинок.
Комплекс предметов,
связанных с зимним циклом
обрядов, представлен в музее святочными масками: и рождественскими звездами. Святочные
маски из коры, дерева, меха имеются из русских деревень Архангельской,
Енисейской губерний, Алтайского края, из украинских сел Подольской губ.220
Большая часть-масок — антропоморфны, две маски, козы.
Из
предметов, «предохранявших»-от мора скот,
наиболее интересен так
называемый обыденник — полотенце, вытканное за один день женщинами
белорусского с. Теребено» Пинского у. Минской губ.221
Он был сделан для предохранения скота от мора и висел на переносной иконе в
церкви. Это — длинное белое полотенце,
затканное узкими красными полосами, число
которых равно числу принимавших участие в работе
женщин.
|